В Архангельске есть мастерица, которая возродила исконное северное ремесло - кубовую набойку.
Кубовая набойка - это особый способ окрашивания ткани и нанесения на него узора. Кубовая набойка в России появилась в 19 веке и просуществовала до 1930‑х годов. Только в нашей области было порядка 300 мастеров и 56 мастерских или, как тогда говорили, красилен. Наиболее развита набойка была в Каргопольском уезде. Здесь было 23 красильни.
Красильни запретили
Это ремесло было очень востребованным, и люди, занимавшиеся им, были богаты. Так, к примеру, каргопольский мастер Блохин имел три дома и со временем сам перестал заниматься набойкой, а уже нанимал для этого других людей. В одном из его домов сегодня находится каргопольский музей.
С приходом советской власти все мастера из-за своего достатка попали под горячую руку. Кого сослали, а кому просто пригрозили. Красильни прекратили свою деятельность, а ремесло уже не передавалось из поколения в поколение. Долгие годы про него никто и не вспоминал, пока одна российская умелица не решила возродить его. Как оказалось, за границей куда более трепетно относятся к прошлому. Именно поэтому в некоторых странах до сих пор сохранились действующие красильни. Сегодня там проходу нет от туристов. Именно в одно из таких мест в Европе и отправилась мастерица, чтобы перенять утраченные навыки. А вернувшись на родину, она нашла ученицу, которой передала свои знания. Ею стала Елена Дикова из Каргополя.
«Изначально я занималась куклами, - вспоминает Елена. - А встретившись со своей тогда ещё будущей учительницей, я увлеклась кубовой набойкой.
Технология эта не простая и требует немало сил и времени. Чтобы окрасить 3 метра ткани, нужно 70 литров красителя. А выполаскиваю я окрашенное полотно, как и наши предки, в реке».
Для удовольствия
Когда начали скапливаться рулоны окрашенной ткани, Елена поняла: жалко, если ткань будет просто лежать - и начала шить костюмы.
«За образцы я взяла традиционные каргопольские костюмы. Но, естественно, их пришлось адаптировать под современность. И я считаю, что у этого материала большое будущее. Выглядит он очень стильно и красиво. Я сама с удовольствием ношу один из своих костюмов».
Кубовой набойкой Елена занимается скорее для своего удовольствия, чем для продажи.
Ей важнее спасти ремесло, рассказать о нём, а не сделать из этого бизнес.
Правда, как оказалось, сейчас научиться этому мастерству достаточно сложно: нужна мастерская.
«Но всё же интерес к набойке растёт, как, впрочем, и в целом к народным ремёслам. Сегодня уже во многих школах есть так называемый региональный компонент. Ребята изучают народные ремёсла. Но тут главное, чтобы учителя имели вкус и были настоящими вдохновителями детей».
Смотрите также:
- Дирижёр Владимир Онуфриев: «Если чиновникам нужны дома культуры, они будут» →
- Владимир Булатов. Таким мы его помним →
- Вспоминая Анатолия Ефремова →