"Месяц назад президент Дмитрий Медведев настоятельно рекомендовал депутатам принять закон, который бы облегчил жизнь предпринимателей. И что же? У нас ничего не меняется. Наоборот: аренда подскочила, налоги выросли", - возмущается наша читательница Галина Шестакова.
К малому бизнесу относятся предприятия, где работает не более 100 человек. Среди них принято выделять микропредприятия, в которых задействовано не более 15 работников.
В нашей области в этом бизнесе с учетом предпринимателей без образования юридического лица трудится порядка 95 тысяч человек. Часть из них совмещает работу на мелких предприятиях со своей основной работой. Как выживают эти люди?
Одна торговля
По официальным данным, число фирм и людей, занятых в малом бизнесе, постоянно растет. Правда, сами предприниматели этот оптимизм не разделяют. И отмечают, что до бума 90-х годов нам далеко. Кроме того, молодежь сегодня уже не мечтает о карьере бизнесмена. Даже дети многих предпринимателей не хотят продолжить семейный бизнес. Ведь доходы мелкого предпринимателя вполне сопоставимы с зарплатой государственных и муниципальных служащих. Но если госслужба гарантирует человеку какую-то стабильность и уверенность в завтрашнем дне, то бизнес связан с постоянным риском.
Самым привлекательным видом деятельности для мелких предпринимателей остается торговля. Это и понятно. В этой сфере оборот денежных средств самый быстрый, а это значит, что и доходов долго ждать не придется. Кстати, получить выручку бизнесмены хотят не только для того, чтоб поскорей обогатиться. Для создания собственного бизнеса многим их них приходится брать кредит под очень высокие проценты. Так что чем скорее ты расплатишься, тем лучше. Именно поэтому малый бизнес почти не занимается производством. Ведь для того, чтобы получить прибыль там, времени нужно гораздо больше. Так что пока условий для перехода к инновационной экономике, о которой так много говорят в последнее время, у нас нет.
"Наших работников пора уравнять в правах"
О заоблачной прибыли мелкие бизнесмены тоже могут только мечтать. Например, месячный доход предпринимателя в Архангельске, имеющего несколько отделов по продаже одежды, составляет в лучшем случае 50 тысяч рублей. А многие бизнесмены в районе могут зарабатывать в месяц не больше 12-15 тысяч рублей. Кстати, среднемесячная зарплата работников на мелких предприятиях в прошлом году составила всего чуть более восьми тысяч рублей. А ведь при этом люди, занятые в таком бизнесе, в отличие от муниципальных работников, не имеют некоторых социальных гарантий. В частности, они не могут ездить за счет государства в отпуск раз в два года. "Почему? - возмущается бизнесмен Андрей Козлов.- Мы же платим за них такие же налоги, делаем отчисления в соцзащиту, пенсионный. Так что их давно пора уравнять в правах".
Низкая доходность малого бизнеса самими предпринимателями объясняется так: платить приходится буквально за все. Многим государственным органам в 90-е годы дали разрешение писать так называемые должностные инструкции, которые сегодня официально зарегистрированы Минюстом и, соответственно, имеют законную силу. По этим инструкциям предприниматель порой должен получить согласование не только у данного органа, но и еще у нескольких десятков различных контор. Недавно представители бизнеса области безуспешно пытались оспорить требование Роспотребнадзора, по которому каждый предприниматель на каждый вид бизнеса (будь то магазин или автомастерская) должен составлять свой определенный проект по утилизации отходов. Причем, например, в одной конторе этот проект разрабатывается, во второй - утверждается. И за все эти согласования ты должен заплатить.
Помочь в этом вопросе не смогла даже комиссия по административным барьерам, созданная при администрации области.
"Вообще, от чиновников можно ждать любых сюрпризов. Приходишь платить за аренду земли. А тебе говорят: стоимость аренды повысилась с начала года. На дворе при этом уже май. Приходится платить, а что делать?" - разводят руками предприниматели.
Цифры
Больше всего малых предприятий в Архангельске и Северодвинске. Среди районов лидирует Вельский и Приморский. Среди отстающих - Вилегодский (7 фирм) и Лешуконский районы (8 фирм).
Чего ждать, если пошли в бизнес?
-Постоянного риска большими денежными суммами.
-Трудностей с арендой помещения. Без него ни офис открыть, ни лицензию получить. Остается только на рынке с ящика торговать.
-Неожиданного повышения стоимости аренды земли.
-Воровства хороших идей для бизнеса. Предприниматели жалуются: приходишь к чиновникам, рассказываешь о том, что неплохо было бы организовать такой-то бизнес. Надеешься на поддержку. Они тебя забалтывают, а потом каким-то чудесным образом эту идею воплощают уже твои конкуренты.
-Необходимость согласовывать свою работу с несколькими десятками различных контор. Владелица косметического салона Жанна рассказывает, что платить за свет им приходится сразу в три места. Одним платят непосредственно за электроэнергию, вторым - за обслуживание проводов, а третьим - просто так.
-Плановых и внеплановых проверок различных государственных контор.
-Взяточничества. Надо знать, кому дать и сколько.
-Ежегодных трат на кассовый аппарат. Ваша касса может безнадежно устареть даже за три года, если не попадет в очередной реестр налоговой инспекции, в котором перечисляются модели касс, пользоваться которыми в данный момент разрешается. Кроме того, каждый год в любой кассе нужно менять ЭКЗЛ, стоимость которой колеблется в районе 6 тысяч.
-В небольших муниципальных образованиях очень много зависит от личных связей. Там, как правило, все друг друга знают. Так что если отношения с чиновником не заладились уже давно, то вряд ли он даст зеленый свет вашему бизнесу.
Чего хотят предприниматели?
-Упрощенной системы отчетности.
-Банковских кредитов под приемлемые проценты.
-Сокращения числа контролирующих инстанций.
-Снижения налогов.
Смотрите также:
- Что грозит тем, кто получает и выдает «серую» зарплату? →
- Кому нужен север? Жители Поморья теряют работу →
- Человек в Арктике. Чего стоит жизнь на Севере? →