В предстоящую навигацию речной вокзал откроет свои двери для пассажиров теплоходов. Его строительство завершается на историческом месте, где на протяжении ста лет сходятся главные речные маршруты.
Архангельский речной порт вышел на финальный этап строительных работ. Само здание вокзала готово, но в эксплуатацию пока не введено. По словам речников, все работы сейчас сосредоточены внутри помещений.
- Ведется отделка зала ожидания и кабинетов для работников пассажирской пристани. Установлены лифты. Все необходимые коммуникации: вода, отопление, электричество подведены, фасадные и кровельные работы выполнены, - уточняет представитель заказчика-застройщика Роман Жих
Вокзал позволит решить все инфраструктурные задачи на архангельской пристани: работники речного порта получат полноценные рабочие места, для пассажиров распахнутся двери просторного зала ожидания, рассчитанного на единовременное размещение 100 человек. Там разместят билетные кассы, туалеты, справочную и кафетерий. Строительство здания Архречпорт ведет самостоятельно, за счет средств предприятия. Инвестиции составили свыше 120 млн рублей.
- Строительство растянулось на несколько лет, но того требовали обязательные условия, предусмотренные проектом. Много вопросов возникало в процессе согласования места размещения, самого проекта, непростой период связан с археологическими раскопками, которые порт обязан был провести, потому что участок попал в зону охраны памятника архитектуры «Макаровские бани». Затем короновирусные ограничения, затормозившие стройку из-за долгих поставок стройматериалов. Конечно, все эти аспекты сказались на строительстве и несколько растянули ход работ. Но сегодня мы уверенно движемся к открытию этого очень востребованного и социально значимого для Архангельска и Приморского района объекта,– говорит генеральный директор АО «Архангельский речной порт» Андрей Разговоров.
Старшее поколение архангелогородцев помнит пристань еще с деревянным вокзалом. Его судьба оказалась печальна - сначала признали аварийным, а затем он сгорел. Сейчас на его месте располагается жилой комплекс. Под новый вокзал власти города отвели соседний участок. Стеклянные фасады с именем Архангельска еще в прошлом году стали обращать на себя внимание прохожих и пассажиров теплоходов. Переоценить востребованность вокзала сложно. По данным Архангельского речного порта за одну только навигацию теплоходами перевозится свыше 800 тысяч пассажиров. В докороновирусные годы эта цифра не раз приближалась к 1 миллиону - прирост давали туристические группы, которые охотно посещают музей космоса на острове Вознесенье, шатровый храм в Конецдворье, лоцманскую деревню в Пустоши.
В мае речной порт планирует приступить уже к благоустройству привокзальной территории – заборы и строительные леса уберут, а пристань обретет новые черты. По словам речников вскоре она предстанет в едином стилистическом решении, что органично свяжет портовую инфраструктуру с офисно-деловым центром и жилыми домами.
В столице Поморья появится еще один уголок для прогулок горожан и гостей города. Впрочем, минувшим летом, соцсети украсили сотни фотографий речных видов на фоне фасада нового здания с гордым именем – Архангельск.
Сейчас речной порт активно готовится не только к открытию вокзала, но и предстоящей навигации. На теплоходах завершаются ремонтные работы, технические осмотры машинных отделений. В последние годы речпорт заметно обновил пассажирский флот. В его состав вошли два судна «Аквамарин» и «Сапфир». Все они одного типа «Москва». Данные типы судов наиболее удобны для работы на Северной Двине, - говорят специалисты. Но, к сожалению, они давно сняты с серийного производства, поэтому предприятие пошло по пути реновации.
- Мы находим теплоходы у судовладельцев в других регионах. Преимущественно в Москве, где они эксплуатировались, как прогулочные суда. Выкупаем их, проводим глубокую модернизацию и переоборудуем под пассажирские. Меняем старую техническую начинку на современную, заново отстраиваем пассажирские салоны и, по-сути, выводим на линии новые теплоходы, - рассказывает Андрей Разговоров.
Таким образом, на Северной Двине появились «Аквамарин» и «Сапфир». Они стали настоящими любимцами архангелогородцев: теплые и уютные салоны, застекленные панорамные палубы на втором этаже – идеальные условия для северных речных перевозок и прогулок. Речные трамвайчики – незаменимый транспорт для жителей островов и дачников и уже своего рода символ портового Архангельска. Представить летнюю Северную Двины без белых речных ласточек невозможно. На речную гладь теплоходы вернутся в мае, сразу после ледохода. В период навигации завершится строительство и самого вокзала.
Татьяна Третьякова.