Примерное время чтения: 7 минут
220

«Я из династии речников». 40 навигаций за плечами капитана Кондакова

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ в Архангельске» №27 02/07/2019

«Навигация на Двине - это вся моя жизнь. Без реки не могу», - говорит капитан Кондаков. В Архангельском речном порту Сергей Адольфович работает без малого 40 лет.

В канун Дня работника речного транспорта мы сходили с ним в рейс и узнали, в чем секрет такой привязанности к профессии.

т причала номер пять каждый день в Вознесенье отходит рейсовый теплоход. Он идет по линии Архангельск - Тойватово. Мы выбрали это направление по нескольким причинам. Главная - на ней работает один из самых опытных капитанов Архангельского речного порта Сергей Кондаков, а вторая - желание посетить одно из самых необычных мест в дельте Северной Двины. Сегодня на линии работает «Москва - 49». Заходим на теплоход и поднимаемся на верхнюю палубу, капитан встречает на рабочем месте, осматриваемся. - Сейчас отходим, - сообщает капитан Кандаков и начинает маневрировать у причальной стенки. Теплоход скользит по реке и медленно удаляется от города. За окном красивейшие пейзажи родного Архангельска. Таким красивым город на Двине можно увидеть только с реки. Начинаем неспешную беседу, до Вознесения час с небольшим…

На реке, как на автостраде

- Сергей Адольфович, как оказались в речном порту?

- В порт пришел в 1980 году после Великоустюжского речного училища. Закончил его по специальности судоводитель. По распределению приехал в Архангельский речной порт. Сам я местный. Сначала работал на буксирах, а потом перешел на пассажирские суда. Уже много лет хожу на линии Архангельск - Тойватово, она и проходит через Вознесенье. Любят туда туристы кататься, да и дачников летом много.

Рабочая вахта Сергея Адольфовича начинается в 7.40. Мы сели на теплоход в 12.00 часов, когда он совершал уже второй рейс. К полудню капитан Кондаков успел доставить пассажиров в Тойватово, по пути высадить желающих в Цигломени, Вознесенье, Конецдворье и вернуться в город. Идем тем же маршрутом, подходим к Цигломени, пока пассажиры выходят и заходят, продолжаем расспрашивать капитана о выборе профессии.

- Почему именно в речники пошли? Не в водители автобуса, не командиром самолета?

- А я из династии речников, можно так сказать. Отец мой - Адольф Степанович, тоже в речном порту работал. До 70 лет на реке. До 60- ти капитаном на грузовом флоте ходил, а потом на берегу трудился в порту. Отец меня всегда с собой брал. с 9 лет уже с ним на буксирах работал. Как оставить не с кем, так я с ним на вахту. Интересно было. Помню, весна, я еще совсем мальчишка, и вот ждешь, когда объявят о начале навигации. Суда на реку выходят, значит, отец скоро с собой возьмет. Ждал … В те годы движение на реке, как на автостраде было. Баржи, грузовой флот, плоты с лесом, пассажирских судов гораздо больше было. Казалось, и пройти судну негде. Сейчас свободнее. (улыбается - Ред.). Береговая линия сильно изменилась. Новые острова появились - течением намывает. Идешь по Никольскому рукаву и каждый год новые открытия…

Фото: Архангельский речной порт

Мужская профессия

- А за сорок лет не приелась работа?

- Свои особенности у каждой профессии. Так же свои плюсы и минусы. Кто-то считает ее однообразной, но мне так не кажется. Зимой начинаешь скучать по навигации, по красотам Северной Двины, по свежему воздуху. А какие закаты в августе на Двине, не передать словами. Андрей, наш моторист все фотографировать их любит. Целую коллекцию собрал (смеется - Ред.). Остроты ощущений добавляют шторма и довольно сильные на реке бывают, тоже уже ближе к осени. В такую погоду рейсы приостанавливают. Туманы густые на Севере случаются, тоже могут помешать рейсу. Приходится ждать, когда рассеется. И во всех ситуациях нужны знания и опыт. А если честно, работа, конечно, напряженная. Вроде ходишь по одной линии, как трамвай, только речной, но у каждой линии свои особенности. Вот эта, например, Архангельск-Тойватово, самая напряженная, я считаю. Пассажиропоток интенсивный, особенно пятница, суббота, воскресенье. Дачники едут в свои деревни на острова с Северодвинска, с Цигломени. Длительных перерывов нет у теплохода, все время в движении. Ночевка на конечной остановке в Тойватово, утром ранним рейсом в Архангельск, вахту сдаешь, день отдыхаешь и снова в рейс. И так все лето на реке. Но работу свою люблю. Может, и привык к ней, но уходить не хочется. Всю жизнь здесь отработал. Теплоходы знаешь до винтика. За пять лет обновили хорошо. И внешне, и в машинном отделении. На таких судах и работать приятнее.

Действительно, теплоходы производят приятное впечатление. Еще пахнут свежей краской. Чистые, ухоженные. Удобный теплый салон, доступный туалет. Прекрасная смотровая площадка на верхней открытой палубе, особенно для тех, кто любит фотосессии и панорамные виды. На таких не стыдно и гостей прокатить и самим отправиться в маленькое путешествие.

- Сергей Адольфович, вы очень красочно рассказываете о красоте Северной Двины, а горожане часто приходят на рейсовый теплоход, чтобы покататься?

- В последние годы, много стало. Едут семьями, школьников много. Обратили внимание в Цигломени, целая группа села, как и вы, в Вознесенье, наверняка едут. На теплоходе интересно - и отдохнул и попутешествовал по Никольскому рукаву. На пикники едут, просто погулять. В хорошую погоду самое то, чем в городе сидеть. Многие на дачи детей отправляют, к бабушкам и дедушкам.

- Сергей Адольфович, а по вашим стопам кто-нибудь из семьи пошел?

- Никто, дочери у меня. Был бы сын, советовал идти в водный транспорт. Мужская профессия, настоящая. Сам за сорок лет много молодежи обучил. Ребята опыта набрались и пошли дальше. Кто-то на морских судах теперь работает. Кто-то в управлении в сфере морского и речного транспорта. Можно сказать, что речной порт - хорошая кузница кадров, как для флота, так и для работы на берегу. К Вознесенью подходим, не передумали выходить? Могу до Тойватово прокатить.

В Вознесенье мы сошли на берег. За беседой час пролетел незаметно. Капитан Кондаков повез пассажиров в Тойватово, с ним мы встретимся через 2 часа, когда теплоход будет возвращаться в Архангельск. А пока у нас есть время для прогулки по Андриянову острову и осмотру обсерватории. Не удивляйтесь, на острове, действительно, в 60-х годах прошлого столетия была построена настоящая обсерватория. Сейчас там музей, доступный для посещения туристами. Соберетесь, передавайте привет капитану Сергею Кондакову. Мы до сих пор под впечатлением от нашей прогулки по Северной Двине.

Татьяна Третьякова

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах