Архангельская РЭБ флота передала легендарный теплоход "Энтузиаст" техникуму водных магистралей имени С.Н. Орешкова по случаю его 100-него юбилея. Теперь буксир станет учебным судном, на котором студенты будут проходить практику по судоремонту и судовождению.
Неспешно прогуливаясь по палубе «Энтузиаста», Сергей Александрович Костылев не скрывает эмоций, на глаза наворачиваются слезы. Он пришел на буксир на свою первую практику, а уходил на пенсию с этого судна уже капитаном. За штурвалом «Энтузиаста» постигал азы будущей профессии и уже опытным речником наставлял матросов.
- Это самые лучшие годы были. Очень мы любили флот, свою работу. Столько лет на капитанском мостике. Не мыслю себя в другом деле. А сам «Энтузиаст» необыкновенный буксировщик. Его судьба достойна отдельной книги – говорит Сергей Костылев, ветеран Архангельской РЭБ флота.
Легенда Северного флота отметил свой 88-летний день рождения. А к столетию Архангельского техникума водных магистралей имени Орешкова стал подарком. Впереди у «Энтузиаста» учебные будни и сотни часов практических занятий, на которых студенты будут отрабатывать навыки по ремонту и вождению судов. А поделиться у «Энтузиаста» с будущими речниками есть чем. Построили судно на Ижорском заводе в 1935 году. Тогда и имя у буксира было «Ижорец № 30». А в 1939 года его переоборудовали в минный тральщик. Искать и уничтожать мины – новые задачи и новое имя «ТЩ-30». А сам буксир отправляется на фронт.
В Советско-финскую войну он обеспечивал проводку военных кораблей и пассажирского транспорта в Финском заливе. Там же получил первое боевое ранение, но остался целым. Его бросили на мель, что и спасло судно. Затем Великая Отечественная – буксир участвовал в проводке кораблей Балтийского флота и обороне Ленинграда – отражал налёты фашистской авиации. Перевозил боеприпасы и военнослужащих, на его счету более 100 боевых операций.
После войны ему вернули имя «Ижорец - 30» и отправили в Архангельск. На Севере буксир был очень востребован. На берегах Северной Двины он и обрел свое сегодняшнее имя «Энтузиаст».
- В шестидесятых его переименовали. Очень нужное судно всегда было. Не одну тысячу тонн народнохозяйственных грузов перевез. Сплавлял плоты. Буксировал баржи. Отличный пароход – осадка большая, тяга отличная. Всегда мне нравилось на нем работать, - делится Сергей Костылев, ветеран Архангельской РЭБ флота.
Теперь «Энтузиасту» предстоит послужить на благо новым поколениям речников. Архангельская ремонтно-эксплуатационная база флота передала судно техникуму. В стенах этого учебного заведения обучаются около 600 ребят. Многие из них приходят на судоремонтный завод на практику, а после и трудоустраиваются. И чтобы сблизить учебные программы с реальным производством, познакомить воочию с будущей профессией предприятие тесно сотрудничает с техникумом.
- Создание на базе буксира «Энтузиаст» учебного судна это одно из направлений нашей совместной работы с техникумом водных магистралей. Его студенты ежегодно приходят к нам на практику, учатся у наших мастеров-наставников. Сейчас мы совместно создаем учебный центр на базе предприятия, который позволит постигать профессию непосредственно на предприятии 500 учащимся профессиональных учебных заведений. Ребята смогут своими глазами и руками почувствовать выбранную специализацию, понять из чего складывается будущая профессия и уже по окончанию учебы быть готовым к трудоустройству, - рассказывает Антон Крушельницкий, генеральный директор АО «Архангельская РЭБ флота».
Ежегодно Архангельская РЭБ флота обслуживает более 120 судов различного типа и назначения и кадровый вопрос стоит остро. В отрасли судоремонта и судостроения сегодня востребованы многие специальности - судоремонтники, судокорпусники, сварщики.
Вячеслав Козлов, директор Архангельского техникума водных магистралей им. С. Н. Орешкова:
- На данный момент Архангельская РЭБ для нас является одной из основных площадок для прохождения практики. Ведется взаимовыгодное сотрудничество. Большинство затрат работодатель испытывает тогда, когда он начинает переделывать тех выпускников и студентов, которые к нему приходят на предприятия. Минимизировать эти затраты может максимальное взаимопроникновение программ, наставников, мастеров и практики. И это очень здорово, что на базе предприятия формируется учебный центр, где ребята смогут получить практические навыки профессии.
- Практику проходим учебную. В том числе в цехах проходит практика. И производственная, там куда распределят. Техникум даёт разные направления, всегда, куда бы не попал на практику, всегда всё интересно, потому что знакомишься с производством на месте. Последний раз проходил практику на пассажирском флоте. Было очень интересно, - рассказывает Иван Ивкин, студент 4 курса Архангельского техникума водных магистралей им. С. Н. Орешкова.
За свои сто лет работы техникум водных магистралей подготовил 21 тысячу востребованных специалистов. И сотрудничество с предприятиями судоходной и судоремонтной отраслей открывают новые перспективы для студентов, желающих связать свою судьбу с рекой и флотом.
Татьяна Третьякова.