По информации УМВД России по Архангельской области только за один день на минувшей недели жители Архангельской области отдали мошенникам более 600 тысяч рублей К сожалению, ситуаций, когда люди попадаются на удочку обманщиков, становится все больше. Каждую неделю совершаются десятки дистанционных краж, а ущерб исчисляется миллионами рублей. К
же защитить себя и своих родственников от подобных неприятностей? Конечно, об этом уже сказано и написано много, но, как показывает практика, чем больше людей узнают о мошеннических схемах, тем сложнее будет преступникам реализовать свои планы. Вопросы здоровья Злоумышленники используют любой предлог для получения денег незаконным способом. Одними из таких поводов стали вопросы здоровья, что в последнее время вышли на первый план. Например, вас приглашают на осмотр в поликлинику, чтобы пройти обследование на коронавирус. Правда, сначала просят зарегистрироваться на сайте или установить программу на компьютер или телефон. Это позволит злоумышленникам добраться до ваших денег. Еще одна попытка украсть средства выглядит как сообщение от государственной организации или даже банка. В тексте предлагают получить отсрочку по кредиту, социальную выплату, компенсацию за ущерб от коронавируса или возврат денег за авиабилеты. Запомните главное: о всех мерах поддержки людей и компании государство рассказывает на своих официальных сайтах, а не в письмах и сообщениях.
Самое главное правило – помнить, что не нужно слепо верить сообщениям, которые приходят с незнакомых номеров и адресов и всегда ответственно относиться к персональным данным своей банковской карты.
Звонок из «банка»
Несмотря на появившиеся новые схемы, старые никто не отменял. Телефонное мошенничество продолжает оставаться одним из самых распространенных способов заполучить чужие деньги. Злоумышленники звонят и представляются сотрудниками государственных учреждений, социальных служб или банков. В ходе разговора они пытаются войти в доверие, чтобы получить необходимую информацию, а затем совершить преступление. Например, «сотрудник службы безопасности» извещает вас о том, что карту пытались взломать или совершили перевод, просит уточнить данные карты для исправления ситуации.
Мошенническая схема с использованием смс имеет много общего с телефонным способом. Разница заключается в том, что информация приходит в тексте СМС-сообщения. Рассылка осуществляется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией. Распространенный пример сообщений: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по номеру +7926ХХХХХХХ» СМС, как правило, приходит якобы от имени банка, услугами которого пользуется человек. Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взыскания штрафа или комиссии. Когда же напуганный человек перезванивает, его просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке.
Безопасность в ваших руках
Самое главное – всегда быть бдительными во всем, особенно в том, что касается вашей финансовой безопасности. Дело в том, что взломать защитную систему банка практически невозможно, поэтому злоумышленники ищут другие способы, основанные на психологии людей.
Существует несколько основных правил так называемой «цифровой гигиены», которые каждый должен знать и выполнять практически на автоматическом уровне:
– Запишите номера своего банка в адресную книгу телефона. Например, у Сбербанка это 900 или 8 800 555-55-50. Если звонок будет с другого номера, он отобразится как неизвестный.
– Сразу заканчивайте разговор в сомнительных ситуациях. Позвоните в свой банк и сообщите о случившемся. – Не совершайте никаких операций по инструкциям звонящего. Работник банка никогда не попросит перевести денежные средства или секретные данные от карты и интернет-банка: ПИН-, CVV- или CCV-код, код из СМС или пароли от Сбербанк Онлайн.
– Проверьте, не было ли сомнительных операций за время разговора. Если успели что-то сообщить мошенникам, сразу позвоните в банк на номер 900 и сообщите о случившемся.
– Если вы получили сомнительное смс-сообщения, не нужно звонить по указанным в поступившей информации номерам и писать никаких ответных СМС.
– Совершать покупки в Интернете нужно только на известных и проверенных сайтах. А при осуществлении денежных переводов рекомендуем проверять адрес сайта: если в начале адресной строки стоит https, а в конце изображен закрытый замочек, то такое соединение считается безопасным.
– Подключите услугу смс-уведомлений для контроля ваших финансов.
– ПИН-код хранить отдельно от карточки и немедленно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата банкоматом.
Кроме того, совсем недавно на сайте Сбербанка появился раздел «Ваша безопасность», в котором собрана полезная информация о том, как не стать жертвой обмана. Также вы можете проверить мошенника или сообщить о ставшем вам известном факте мошенничества. База регулярно обновляется. Если деньги все же были списаны с карты, то ее необходимо срочно заблокировать и обратиться в ближайшее отделение банка, где нужно написать заявление о несогласии с конкретной расходной операцией, на основании которого банк проведет служебное расследование по факту хищения средств.
Так же стоит обратиться в правоохранительные органы и написать заявление о краже денег. Но чтобы этого не случилось, запомните, что ваша финансовая безопасность – в ваших руках. Только ваша бдительность спасет ваши деньги! Материал подготовлен при партнерстве с ПАО Сбербанк.