Коронавирус стал родной матерью для тех, кто знает тысячу и один способ отъёма денег буквально по звонку. Люди лишаются своих средств в один миг.
Быстро, быстро
Вот статистика по интернет-мошенничеству с сайта УВД по Архангельской области только за последнюю неделю. «22 июня. Житель Урдомы лишился 400 тысяч рублей. 24 июня. Очередная дистанционная кража зарегистрирована в Архангельске. 25 июня. Жительница Котласа едва не лишилась крупной суммы денег. 27 июня. 15 дистанционных краж и мошенничеств за сутки. 28 июня. Двое жителей области лишились средств с банковских карт».
В основном, все эти кражи - по отработанной схеме. Мошенник (ца), представляясь сотрудником (цей) банка очень убедительно рассказывает ужастик о том, что деньги с вашей карты пытаются снять и просят срочно назвать все цифры, написанные на карте, чтобы немедленно её заблокировать.
Подделывают сайты
Но буквально месяца два назад появилась новая «фишка». Так как люди стали чаще делать заказы через интернет, мошенники научились копировать известные сайты. Вот что рассказала нам пострадавшая Ольга из Архангельска. «Я часто покупаю спортивную одежду через интернет очень известных фирм. Вот и в этот раз я зашла на сайт такой фирмы и увидела скидки 70 процентов на обувь и одежду. Сразу же заказала кроссовки и футболку на сумму 5 тыс. рублей. В этот же день мне позвонила девушка с сайта, проверила информацию, всё, как обычно, в общем. Меня немного смутил один момент: заказ можно получать только на почте, и оплата только наличными.
Диспетчер повторила это несколько раз. Через неделю мне пришла посылка, а в ней кроссовки самого низкого качества и тряпка. То есть это была толстовка, тоже самого низкого качества, и как будто бы поношенная. Всё это тянуло максимум на 800 рублей. В полиции я написала заявление, следователь рассказала о подобных случаях, когда мошенники полностью копируют сайт. Делается это на день-два, видимо, чтобы успеть обобрать людей. Естественно, что ни сайт, ни номер телефона к тому времени, как пришли первые посылки, уже не работали. Эти люди действуют просто и нагло». Опытные интернет-покупатели в таких случаях советуют смотреть на адресную строку (это самая верхняя строчка, - Ред.). Нужно, чтобы адрес совпадал с названием фирмы продукции.
Уважаемые читатели, проверяйте и перепроверяйте информацию, берегите ваши деньги!
Комментарий
Татьяна Сатко, специалист-эксперт группы психологической работы отделения морально-психологического обеспечения отдела по работе с личным составом УМВД России по городу Архангельску.
- Когда речь идёт о ваших деньгах, это стресс. Слыша, что «банковская карта заблокирована», человек начинает беспокоиться за свои сбережения. В экстремальной ситуации психика человека очень управляема. Сознание сужается, и все действия человека становятся направленными на то, чтобы разрешить эту неприятную для него ситуацию. Мошенники начинают сочувствовать, предлагают помощь. В стрессовой ситуации это очень хорошо срабатывает.
В ограниченное время трудно принять рациональное решение. А мошенники вынуждают собеседника принимать решение именно быстро, не оставляя ему возможности правильно оценить ситуацию. Всё нужно сделать «здесь и сейчас». Они используют названия известных банков, фирм и организаций. Человек их слышал, сталкивался с ними и автоматически им доверяет, он становится ведомым.
Самое главное в разговоре с мошенником - взять паузу. Сказать, что перезвоните и положить трубку. Перепроверить поступившую Вам информацию, позвонить родственникам, либо обратиться по телефону «горячей линии» банка, указанному на обратной стороне вашей карты.