Примерное время чтения: 6 минут
434

Почему советская школа воспитывала, а современная - нет

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 42. «АиФ в Архангельске» №42 22/10/2021
Фото Екатерины САЕНКО / АиФ-Архангельск

Смотрю я на нынешних школьников - уткнулись в свои телефоны и ничего вокруг не видят. Поинтересовалась у мальчишки - соседа по лестничной площадке: «Вы в походы хоть ходите?» «Куда?» - переспросил он. Чем живут наши дети, и куда смотрят учителя? Помню, что раньше классные руководители постоянно занимали ребят, школа была «заточена» на воспитание подрастающего поколения, а сейчас что?
Л. Ешкилева, Новодвинск

«К сожалению, сейчас часто слышишь вместо «детей надо любить» «в детей надо вкладывать», - говорит Ирина Фёдоровна Дёмина, педагог с 40-летним стажем. Сейчас она на пенсии. - На этом и заканчивается помощь в образовании. Произошло разобщение в обществе, отразилось оно и на школе».

Мы поговорили с Ириной Фёдоровной о том, на чём держалось воспитание школьников раньше и что происходит сейчас? А также о том, что из советского образования утрачено безвозвратно?

Как подписывают тетради?

- Раньше походы объединяли советских школьников, в нестандартных ситуациях как раз и формируется личность. А теперь?

- В 1986 году мы с моими ребятами пешком дошли до села Ломоносово (это примерно 80 км. - Ред.). До сих пор помню, как местные школьники нас ждали и с какой гордостью рассказывали о своём селе, о краеведческом музее, показывали предметы быта, старинные, неведомые нам.

Я думаю, практика походов, экскурсий, встреч с интересными людьми приносит бОльшую пользу, чем просто рассказы об этом в классе.

А ещё раньше над школами шефствовали воинские части, предприятия. Всё это давало свои плоды. Знания делают родной край ближе, формируют связь с ним. Из этого складывается привязанность к малой родине и к большой стране.

Сейчас разрабатывается столько туристических маршрутов! Но что-то не слышно, чтобы школьники массово их посещали, не все найдут средства на путешествия. То же касается и кружков, и секций. Есть у родителей деньги - ребёнок может реализовать свои интересы, нет - улица.

Надо сделать так, чтобы школьникам было доступно наглядное изучение родного края. Нельзя сказать, что все школы забыли о воспитательной работе. Есть коллективы, где организуется много интересных дел, классных и общешкольных.

Вы знаете, как дети сейчас подписывают тетради? «МБОУ Школа № такая-то». Это МБОУ бьёт по ушам, такая неблагозвучная аббревиатура. А тёплое слово «школа» на втором месте. Пусть бы это МБОУ осталось в канцелярских документах, но не касалось бы ушей школьников.

На первый план выступило слово-название учреждения, которое отвечает только за образование, и многие школы стали именно образовательными учреждениями, изменились и отношения.

- Много лет советскую школу бичевали: и строем заставляли ходить, и патриотизм этот пресловутый. До сих пор эти ценности - не ценности?

- В прошлом было много хорошего: сплочённость людей, неравнодушие друг к другу и общественным делам. Теплота отношений. Сейчас общество стало холодным, равнодушным, резким. Часто слышишь вместо «детей надо любить» «в детей надо вкладывать». На этом и заканчивается помощь в образовании. Разобщение в обществе отразилось и на школе.

Важную роль играли организации: октябрятская, пионерская и комсомольская. Задача их состояла в том, чтобы сплотить ребят, занять их полезными делами, научить чувствовать плечо друг друга. Нет сейчас в школах этих организаций, а что взамен? Ничего. Всё держится на отдельных энтузиастах.

Где искать идеалы?

- Что бы вы внесли во внеклассное воспитание?

- Уже все поняли, что кумиров прошлого низвергли. А где же новые? Я думаю, нужно опираться на искусство и литературу. Пока наши современные писатели, драматурги, сценаристы не начнут создавать произведения о людях-созидателях, о настоящих героях, которым дорога честь Родины, своей профессии, о людях образованных и ответственных, ничего не изменится. Есть ли сейчас произведения, подобные трилогии Юрия Германа «Дело, которому ты служишь», Валентина Катаева «Два капитана», Фёдора Абрамова «Дом»? Разговаривая с современными старшеклассниками, поражаешься, что повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», «Завтра была война» и Василя Быкова «Сотников» не только не прочитаны, но они об этих писателях и не слыхивали. Надо возобновить уроки внеклассного чтения, уроки по литературе родного края. Например, сейчас очень модны среди молодёжи квесты. Вот и провести их на лучшее знание этих произведений или творчества какого-нибудь одного писателя. Не только по произведениям литературы, но и других видов искусства. Так постепенно будет складываться мировоззрение: возможно, появятся идеалы, желание на кого-то равняться, оставаясь в то же время самим собой.

- То есть воспитание человека начинается с изучения культуры и искусства?

- И с изучения своего родного края. Именно с любви к окружающим человека местам начинается любовь к Родине. А чтобы любить, их надо знать. Ребятам очень нравятся путешествия, походы. И начинать походы, я думаю, надо со знакомства с родными местами. Мы в своё время дважды прошли маршрутом Вавчуга-Ломоносово-Холмогоры.  Последний раз это было в 1982 году. А первый - в 1961-м. Ломоносовский Райком комсомола организовал звёздный слёт в селе Ломоносово. По дороге, в Вавчуге, ребята узнали, что это не просто деревня. Здесь в гостях у купцов Бажениных, построивших первую пильную мельницу в России, был сам царь Пётр I. И что на озере в этом селе, на острове «Сахарная голова», царь посадил кедр, а сейчас это целый кедровый лес.

А село Ломоносово? Очень много ребята узнали, много увидели. Именно поэтому в конце путешествия они спрашивали: «А куда ещё поедем?»

В городе есть много памятных исторических мест, о которых горожане не знают. Надо больше рассказывать о знаменитостях-земляках. Знакомство с ними принесёт свои результаты.

- Но классные руководители не очень спешат «выкладываться». Потому что мало доплачивают?

- Одно время классное руководство вообще упразднили. Сейчас его вернули, оно оплачивается, примерно 7 тысяч рублей в месяц. При том что классное руководство - очень большая ответственность и нагрузка для учителя, требующая много времени и сил. Всё зависит от человека. Надо просто любить детей и хотеть сделать их жизни содержательнее, интереснее.

Досье:
Ирина Фёдоровна Дёмина родилась в Архангельске 28 мая 1939 г. Окончила историко-филологический факультет Архангельского педагогического института. Педагогический стаж - 40 лет.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах