«В Тбилиси всё спокойно». Корреспондент «АиФ в Архангельске» - в Грузии

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. «АиФ в Архангельске» №27 02/07/2019
Екатерина Емельянова / АиФ

«Вы напишите в своём Интернете, что все нормально в Грузии», - об этом просит хозяйка нашей маленькой гостиницы у подножия горы Казбек, очень гостеприимная глубоковерующая Нателла. В гостинице обычно останавливаются русские. Но сейчас на июль и август у Нателлы много отказов из-за чего она, конечно, расстроена, поскольку русские путешественники здесь частые гости.

В Грузии мы с друзьями оказались уже после принятого решения о запрете авиасообщения, но ещё до 8 июля (с этой даты официально отменены все рейсы в Грузию - Ред.). Было интересно посетить именно Грузию. Ещё находясь дома, мы, безусловно, смотрели новости по телевизору, видели большую толпу грузин, агрессивно настроенных, прорывающихся к зданию парламента на улице Шота Руставели. И, естественно были сомнения: ехать или нет? Решили ехать.

Лари подешевел

Через КПП Верхний Ларс мы проехали в течение часа. В Грузии много путешественников из разных стран. Мы общались с японцами, англичанами; с нами в гостинице живёт иранец; есть поляки, французы.

Фото: АиФ/ Екатерина Емельянова

Итак. В первый день мы остановились в деревне Казбеги. Главная достопримечательность здесь - Троицкая церковь, которая находится на высоте 2100 метров над уровнем моря. Хозяйка нашей гостиницы встретила нас очень доброжелательно и душевно. «Да, в политике всегда конфликты, - сетует она. - Приехал депутат из России, сел в нашем парламенте, но при чём здесь мы? Почему виноваты вы или я? Грузины хорошо относятся к русским». Нателла рассказывает о войне 2008 года, которую видела своими глазами, и о том, как это было страшно. Общее мнение здесь: люди вместе - политика отдельно. Никто не презирает нас из-за того что мы из России, мы везде чувствуем доброжелательность и тёплое отношение во всём - автомобилисты подвозят практически бесплатно.

Следующий пункт - столица Грузии Тбилиси. В первый день город встретил проливным дождём, его здесь ждали. Тбилиси показался сначала холодным. Но на следующий день, посетив очень много городских достопримечательностей и познакомившись с местными жителями, стало очевидно, что город очень красивый. И здесь к русским относятся тоже доброжелательно. «Главное не садиться в кресло спикера парламента, если не хотите чтобы вас две недели обсуждали все СМИ» - шутят здесь.

Мы даже побывали в местной парикмахерской, любопытство и не туда заведёт. Как выяснилось, девушкам, которые здесь работают, тоже интересно, мнение русских о Тбилиси, о Грузии. Итог встречи: мир, дружба.

В кафе вечером нам сделали скидку. Сложившаяся политическая конфликная ситуации между нашими странами, подтолкнула грузин к разным способам удержать русских туристов. Например, в кафе для наших соотечественников теперь здесь скидки, и об этом даже пишут в тбилисских газетах.

И вообще падение после протестов курса лари оказалось выгодно, потому что в начале июня один лари был равен 26 рублям, а в конце июня 1 лари стал равен 21-22 рублям. Национальный банк Грузии заявил, что 200-300 миллионов долларов США страна потеряет из-за сокращения турпотока из России и только по предварительным оценкам. Гостеприимство грузин никак не связано с желанием заработать на туристах, что некоторым образом можно почувствовать в других странах, например, в Турции. Скорее это объясняется близостью культур. У нас одна религия - в Грузии действует автокефальная православная церковь; христианство здесь было распространено благодаря Святой Нино ещё в 4 веке, то есть до крещения Руси. Сейчас около 90 процентов грузин исповедует христианство.

Фото: АиФ/ Екатерина Емельянова

Когда мы гуляли по центру Тбилиси, встретили книжный развал. Много русской классики: Лермонтов, Достоевский, Грибоедов, Чехов, Ильф и Петров, Булгаков. Консолидацию грузинской и русской литературы можно отнести к 18 веку, когда оформились более тесные контакты с Россией. Но как сейчас будет складываться культурный обмен - неизвестно. Новость последних дней очень опечалила всех поклонников творчества грузинской оперной певицы Нино Катамадзе, которая отказалась выступать в России.

Один из самых известных в России грузинов Вахтанг Кикабидзе тоже давно не приезжает в Россию. Но нас объединяет ещё многое - в том же кинематографе это непревзойдённый Тенгиз Абуладзе; многие знают фильмы Марлена Хуциева и Георгия Данелии.

«Помню СССР»

В Тбилиси мы два дня и оба дня идут демонстрации. Но мы не чувствуем себя в опасности, мы не чувствуем, что акции протеста мешают российским путешественникам остановиться в Тбилиси. Днём около здания парламента дежурят всего несколько десятков протестующих, некоторые из них живут в палатках. Одна из них - с целью отправить в отставку министра МВД Георгия Гахария. На митинге люди всех возрастов. Много молодёжи. Огромное количество репортёров. Их, пожалуй, столько же сколько протестующих. Но даже у здания парламента мы свободно говорим по-русски. «Я уже пожилой человек и помню времена СССР, - говорит один из протестующих по имени Адам. - Мы тепло вспоминаем это время. Русских любим, но политики нас постоянно притесняют. Грузия - страна с богатой историей. Наш алфавит появился, когда ещё не было кириллицы. Мы говорим и по-русски, и по грузински. Всегда интересно пообщаться с нашими бывшими соотечественниками».

Фото: АиФ/ Екатерина Емельянова

И нам тоже было приятно говорить на одном языке с людьми в красивом городе, где прекрасная архитектура и много интересных достопримечательностей.

Наша экскурсия по Тбилиси закончилась посещением знаменитого монумента «Грузия­-мать». Это огромная скульптура на горе. В левой руке она держит чашу вина для друзей и в правой руке меч для врагов. Справа мы или слева?

Также вам может быть интересно