Примерное время чтения: 8 минут
273

Изжить жестокость в себе. Режиссёр Павел Лунгин о цензуре и Иване Грозном

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ 16/11/2016

Лунгин привёз «Даму Пик» и после показа картины целый час отвечал на вопросы любителей кино. Режиссёр поначалу отвечал скупо, просил задавать более осмысленные вопросы, казалось, из-за этого он даже нервничал, но под конец оттаял, был более откровенным. Самые интересные вопросы, прозвучавшие из зала, и ответы на них - в «АиФ».

Интуиция - это талант

- Павел Семёнович, что повлияло на решение создать «Даму Пик»?

-Все хотят какого-то простого объяснения, но это не объяснить. Никто вам никогда не скажет, как пришёл сюжет. Непонятно, как рождаются картины, стихи, рассказы. Я вдруг придумал, как это можно остроумно и интересно сделать. Это сюжет в сюжете: есть внешняя и внутренняя жизнь, есть опера и современная жизнь, и внутри неё всё это крутится. Здесь есть психоделическая музыка Чайковского, которая сводит с ума, у меня лично сносит крышу, и мне кажется, что это очень сильно. Здесь есть много иррационального, всё основано на интуиции, на любви, на симпатии. Интуиция - это тоже талант. Поэтому доверяйте своей интуиции.

«Такси-блюз», 1990
«Такси-блюз», 1990 Фото: АиФ

- Расскажите, чем вы занимались до режиссуры?

- Ничем. Пьянствовал и считал, что жизнь моя закончена. Понял про себя всё, понял, что я режиссёр только, когда снял свой первый фильм «Такси-блюз». Я легко снял этот фильм. Я понял, что вообще нужно делать то, что легко. Все учат: «Ты себя преодолей!», ничего подобного. Мне Куклачёв (Юрий Куклачёв - создатель Театра кошек. - Ред.) рассказывал про одну свою кошку. «Я вот знаю, - говорит, - что каждая кошка что-то умеет и любит. У меня была интересная кошка, но она никак не хотела ходить на задних лапах. Любая кошка ходит на задних лапах, а эта ну не ходит, и всё тут. Я подсмотрел за ней. Так вот, когда её никто не видит, она ходит на передних лапах, то есть она, оказывается, любит ходить на передних лапах». Нужно делать то, что вам легко, и всё получится.

- Каково основное качество русского человека, на ваш взгляд?

- Если выделить главное качество, то начиная с «Такси блюз» до «Острова», «Царя» - это мучительное пробуждение души в человеке. Когда в человеке начинает проклёвываться душа, этот момент бывает болезненный, тяжёлый, человека корчит, ломает, но всё-таки душа пробивается, и это самая главная тайна человеческой жизни, это самое большое чудо.

«Остров», 2006
«Остров», 2006 Фото: АиФ

-В западных фильмах всё просто, там герои «мочат» всех подряд. Русские же бесконечно рефлексируют. Это судьба русского кинематографа такая?

- Вы посмотрите «Сталинград», где вы там видели рефлексию? Или «Ёлки-6»? Вы там много рефлексии видели? Западные фильмы тоже есть «тонкие», интересные. Всегда путают кино, которое тяготеет к искусству, с кино, которое тяготеет к массовой культуре. Оно называется одним словом, но это совершенно разное. У них Шекспир, у нас Чехов, у них все время завоёвывают империю, у нас всё время думают, как бы из форточки не надуло. Есть такой момент, конечно, но тем не менее мне кажется, что сейчас эта рефлексия совсем отходит. Кино же непонятно живёт, кино сейчас находится в плохом состоянии, сейчас восстают сериалы, которые могут быть интересными, хорошими, а кино становится детским. Все эти ребята с мышцами - это детские сказки по сути. Раньше кино было очень интеллектуальным, сейчас оно впадет в детскость.

Палачи и жертвы

- Нужно ли ставить памятник Ивану Грозному? Сейчас много об этом говорят.

- Если вы видели мой фильм «Царь», я там ясно показал, рассказал историю, причём абсолютно реальную. В фильме есть ответ на этот вопрос. Меня поражает, что нынешние патриоты, православные люди не могли открыть «Житие святых» и прочитать там житие святого митрополита Филиппа, который был удушен по приказу Грозного. Мне кажется, что Грозный - человек, который силой своей личности исказил историю России, отторг её от Европы. У нас не было Возрождения из-за Грозного, потому что он вернул нас в Средневековье, в какой-то жуткий архаический мир. Он первый, кому пришла в голову мысль разделить общество на опричников, своих и а чужих, то есть все русские люди делятся на палачей и жертв. Мы видели возвращение этого в 30-е годы при Сталине. Поэтому памятник ему ставить мне кажется скверной идеей. Когда мне вытаскивают засаленную карту - Генриха 8 и говорят: «А вот в Англии! А вот в Англии Генрих тоже задушил жену». Во-первых, Грозный задушил шесть человек, во-вторых, он умер в анафеме, отлучённый от церкви. Никто Генриху 8 в Англии памятников не ставит, понимаете? Я не могу себе представить, чтобы англичане сказали: «Эх, кнута бы нам, да посильнее! Давайте мы ему памятник поставим!» Иван Грозный - безумец и тиран, но это наша история, и нечего её отрицать. Но обожать безумца и тирана - просто глупо.  Я тоже много размышлял на эту тему: почему Грозного так любят? Потому что это споры о Сталине, закамуфлированные, завуалированные.

«Царь», 2009
«Царь», 2009 Фото: АиФ

- Правда, что вы собираетесь снять фильм про лагеря?

- Правда. К сожалению, прилепинская «Обитель» уже куплена. Фильм будет делать другой режиссёр. Поэтому я сейчас читаю очень много документов на эту тему. Я хотел бы взять какую-то реальную, конкретную историю. Пора сделать фильм о лагерях. Потому что «они» совсем уже обезумели, мольба об опричнине, о «сильной руке» звучит всё сильнее. Нужно показать, что такое физическая мука, что такое бессмысленная, бесплодная физическая мука. Я читал письмо женщины, которую везли в какой-то дальлаг, о том, что их «четвёртый день кормят селёдкой и не дают воды. Зачем?! Кроме русских, никто так никого не мучает. Я не представляю, чтобы француз кормил бы француза селёдкой и специально не давал бы воды. Вот эта дикая жестокость к своему соседу - это что-то необъяснимое. Это что-то такое, что надо осознать, выявить и изжить в себе.

«Дама пик», 2015
«Дама пик», 2015 Фото: АиФ

Досье

Павел Семёнович Лунгин родился в 1949 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ (1971), ВГИК (1975), Высшие курсы сценаристов (1980). Сценарист, режиссёр, продюсер. Его фильмография - это 48 работ. В том числе нашумевшие: «Такси-блюз», «Олигарх», «Остров», «Царь» и многие другие. Женат, имеет 2 сыновей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах