456

Операции «Дервиш» 80 лет!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. «АиФ в Архангельске» №30 28/07/2021

80 лет назад в порт Архангельск пришёл первый союзный конвой «Дервиш». 8 июля 1941 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль обратился к Иосифу Сталину с личным посланием: «Мы сделаем всё, чтобы помочь вам, поскольку позволяет время, географические условия и наши растущие ресурсы». Великобританией и США было намечено несколько путей доставки военных грузов от союзников в СССР. Одним из них был северный путь. Для проверки маршрута британское Адмиралтейство организовало операцию под кодовым названием «Дервиш» - пробный конвои? из Великобритании в Архангельск. «Дервиш» открыл программу военной помощи СССР со стороны государств антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны. Вот несколько интересных фактов об этой масштабной операции.

7 судов с сырьём

Караван, состоящий из шести судов под флагами Великобритании и одного под флагом Голландии, прибыл в столицу Русского Севера 31 августа 1941 года. Он доставил в порт стратегически важное сырьё - 10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть, инвентарь и оборудование, военную технику - 3800 глубинных бомб и магнитных мин, 15 истребителей «Харрикейн» в разобранном состоянии, а также одно вспомогательное судно «Олдерсдейл», загруженное топливом.

Почему он?

«Дервиш» («Dervish») в переводе с персидского означает «нищий, бродяга». Так называли членов мусульманских суфииских монашеских орденов, особенно распространенных в Иране. 
Бесспорно, британское Адмиралтейство усматривало в этом слове своий тайный смысл. Нет единого мнения, почему первый союзный конвои? и сама операция получили такое далекое от Севера и Арктики имя. Возможно, это было сделано для того, чтобы ввести в заблуждение германскую разведку.

Трагический конвой PQ-17

Союзные конвои имели огромную роль в достижении стратегического перелома всей Второй мировой войны на море. Они не только наносили гитлеровским ВМФ и ВВС значительный урон. Сама операция демонстрировала союзнический дух рядовых моряков и лётчиков и являлась практическим воплощением сотрудничества стран в деле борьбы с фашизмом. Но успех морских операций давался дорогой ценой. Наиболее трагическая судьба постигла конвой PQ-17, направившийся в СССР в июле 1942 г. Из 35 торговых судов лишь 11 прибыли в порты назначения. 

Знаменитости на борту

Помимо моряков, на борту судов конвоя были и знаменитые пассажиры: известный польский художник-экспрессионист Феликс Топольский, пресс-атташе британского посольства, депутат парламента и известный публицист Вернон Барлетт, а также журналистка и суфражистка Шарлотта Холдейн. Последняя была редактором левой газеты и состояла в компартии Великобритании. 

Икра ложками

Самые полные воспоминания о «Дервише» оставили лётчики 151-го авиакрыла, прибывшие с первым конвоем. Все, что они видели, было для них экзотикой. Поражало русское хлебосольство: вместе с русскими офицерами они пили стаканами за победу, закусывая ложками икры прямо из стеклянных банок. 

Опасный маршрут

Из трёх основных маршрутов союзных конвоев - Арктического, Тихоокеанского и Трансиранского - северный считался наиболее опасным, но самым коротким. До 15% грузов, отправленных этим маршрутом, затонуло из-за гибели кораблей, более 5 тысяч моряков разных стран погибли в пути. 

Не датский «DUTCH»

Формировался конвой в английском Ливерпуле, а сама организация ордера и распределение кораблей охранения завершились в Исландии. Последнее судно иногда относят к датским из-за ошибки перевода. Однако «Dutch» по-английски означает голландский, а не датский. Конвой охраняли девять английских боевых кораблей.

«Шаланда с Миссури» 

Запомнилась морякам конвоев и их плавучая гостиница - колесный пароход «Иван Каляев», который они ласково называли "Шаланда с Миссури" ("Missouri Scow") или "Гоночная баржа" ("Winkle-Barge").

В 1941–1944 годах в северные порты Советского Союза был проведен 41 морской караван, в которых приняло участие свыше 800 транспортных судов. Всего по программе ленд-лиза только союзные конвои доставили в СССР свыше двух миллионов тонн крайне важных для страны стратегических грузов, в том числе 5 тысяч танков, 7 тысяч самолетов, тысячи автомобилей, десятки тысяч тонн боеприпасов, снаряжения и продовольствия. Корабли Северного флота для их защиты совершили 838 выходов в море.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах