Ситуация с наружной рекламой в Архангельске вызывает всё больше вопросов и возмущения среди местных предпринимателей и жителей города. Мы уже рассказывали, что администрация города под предлогом «несоответствия нормам» и сохранения «архитектурного облика» выдавливает с рынка региональных операторов, что, признаемся, выглядят как минимум странно, а как максимум — как откровенная коррупционная схема. В чьих интересах действуют чиновники и почему они готовы нанести удар по экономике региона, попробуем разобраться.
Местные значит устаревшие?
В Архангельске уже более 20 лет работают 403 рекламных конструкции — билборды размером 3х6 метров. Они не только продвигают местный бизнес, но и приносят значительные средства в городской бюджет. Однако в конце декабря 2024 года многим операторам неожиданно отказали в продлении договоров аренды. Причины отказа звучат сомнительно: в пресс-службе администрации города ответили, что «в отношении рекламных конструкций, установленных по договорам, департаментам градостроительства зафиксированы нарушения в том числе, в части нарушения внешнего архитектурного облика». Внешний облик Архангельска - следует из официального ответа,- портят «старые» рекламные конструкции, с этим в адрес чиновников якобы обращаются горожане.
Но здесь возникает закономерный вопрос: почему эти же конструкции соответствовали нормам в 2019 году, когда заключались предыдущие договоры, а теперь вдруг перестали? СНиП и ГОСТ в сфере наружной рекламы не менялись с 2016 года, и если бы конструкции не соответствовали нормам, их бы просто не разрешили установить. Более того, в случае выявления нарушений в процессе эксплуатации, операторам обычно дают время на их устранение. Однако в Архангельске всё происходит иначе: без предупреждений и объяснений.
«Вишенка на торт»: к аналогичным конструкциям нового оператора, который недавно появился на рынке, у мэрии видимых претензий нет. И это вызывает массу вопросов у всех игроков рынка: неужели власти действуют в интересах конкретной компании?
Когда операторы попытались оспорить отказы, мэрия подала иски в суд с требованием досрочного расторжения договоров - мол, конструкции не соответствуют «архитектурному облику» города. При этом критерии «архитектурного облика», на которые ссылаются чиновники, нигде не прописаны. Добавим, что такие разбирательства уже не раз проигрывались в судах — есть уже прецеденты, когда судьи вставали на сторону предпринимателей.
В ответ на действия властей операторы обратились в региональный Антимонопольный комитет и прокуратуру. Пока антимонопольщики проводят проверки, прокуратура уже встала на сторону предпринимателей и предписала мэрии продлить договоры. Испугавшись, чиновники начали спешно отзывать иски из судов. Однако это не значит, что конфликт исчерпан - фантазия специалистов администрации города работает.
Не отказ, так конкурс
Когда попытки «честно» убрать операторов с рынка не удались, в мэрии вспомнили о давно проверенном способе и решили заменить аукционы, на которых предприниматели торговались за право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, на проведение торгов в виде конкурса. Разница между этими форматами очевидна: аукционы прозрачны, а на конкурсах участники не видят ни цен соперников, ни критериев выбора победителя. Согласитесь, это открывает широкие возможности для манипуляций: подтасовать результаты или «подогнать» требования под конкретного «победителя». Пишется, к примеру, в документации, что билборд должен быть зеленого цвета в крапинку - по требованиям «архитектурного облика»,- и зеленые в полосочку уже не пройдут, не говоря уже про синие или красные.
Да, и возможностей повлиять на «законный» исход конкурса масса. В 2017 году в Архангельск уже «прославился» уголовным коррупционным делом по конкурсам на «рекламные места»: фигуранты получили тогда условные сроки и весомые штрафы, а мэрия оперативно приняла решение, что все торги могут проводиться только в виде «прозрачного» электронного аукциона - и вот сегодня откат обратно.
Практика показывает, что там, где проводят торги в виде конкурсов с непонятными критериями - а это только 2% от всего объема торгов в России,- регулярно происходят скандалы: предприниматели жалуются в прокуратуру и антимонопольную службу, идут судебные разбирательства.
Где деньги, Зин?
А еще торги в виде конкурсов - это недополучение средств в бюджет. Сегодня, по оценкам операторов, замена аукционов конкурсами приведёт к потере около 1 миллиарда рублей поступлений в городскую казну.
Миллиард рублей - неужели эти деньги лишние для областной столицы? Или чьи-то личные интересы, тоже, скорее всего, измеряемые в денежном эквиваленте, перевесили интересы развития города?
Мэрии придется выплатить компенсации рекламным компаниям за досрочное расторжение договоров. Ну и о тех, о ком забыли: пострадают обычные рекламодатели, львиная доля которых - представители малого и среднего бизнеса. Им придется платить в разы дороже, и свои издержки они перенесут в цены, что еще разгонит инфляцию и сделает беднее людей, которым придется это оплачивать из своего кармана. Не ужели к этому стремятся чиновники Мэрии?
Остаётся только гадать, какие «убедительные» аргументы заставляют чиновников действовать столь непоследовательно и разрушительно. Вывод напрашивается только один: эти действия направлены на зачистку рынка в интересах одного оператора. Надеемся, что антимонопольный комитет и прокуратура дадут правовую оценку таким действиям и пресекут эту порочную практику. К слову, уже и федеральные СМИ проявили интерес к происходящему в Архангельске беспределу - на днях вышел большой материал у наших коллег на сайте «Экспресс газеты».