Примерное время чтения: 6 минут
48

Люди дела. Железная дорога - выбор на всю жизнь!

Выбрать профессию один раз и на всю жизнь, любить ее, получать удовольствие, расти в мастерстве, заразить интересом к делу своих детей – большая удача. В Железнодорожной отрасли такое встречается часто. Сегодня мы рассказываем сразу о двух героях, с удовольствием спешащих утром на работу. 

Наставник по зову сердца

Машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо Исакогорка Игорь Краев – один из лучших наставников не только на своём предприятии, но и во всей Северной дирекции тяги.

 

«Я вырос на станции Бакарица, мечтал водить поезда, но в 2004 году, когда вернулся из армии, пришлось начинать с монтёра пути, потому что в локомотивном депо мест не было вакантных – даже слесарем не брали, – рассказывает Игорь. – Позже составитель поездов мне подсказал, что в депо набирают людей на курсы помощников машиниста. После курсов два года отработал помощником, выучился на машиниста, выиграл деповской конкурс «Лучший по профессии» и получил целевое направление в МИИТ. Как раз тогда мне и начали давать помощников на обкатку. Трёх машинистов грузового движения я подготовил, будучи сам машинистом, а когда стал инструктором, подготовил ещё 15. Сейчас все они работают в моей колонне.  В обязанности машиниста-инструктора локомотивных бригад персональное наставничество не входит. Наставляет он по зову сердца, а не по должностной инструкции. И не за деньги. «Мне, – говорит,– просто интересно учить молодёжь тому, что сам знаю, опыт передавать». В роду у него педагогов не было, зато жена – учитель физкультуры, пример, который всегда перед глазами». 

«Самое главное – привить новичку культуру безопасности, – считает Игорь. – Это понятие включает в себя и дисциплину, и самообучение. Если сумеешь это сделать, то из ученика обязательно что-то путное выйдет. На каждого помощника машиниста у меня заведено, скажем так, личное дело. Постоянно отслеживаю их работу и учёбу, общаюсь с ними и их машинистами. Природная коммуникабельность – моя сильная сторона. А ещё – дисциплина и ответственность. К ним родители приучили. И тренеры. Я ведь в детстве хоккеем занимался, дневники у нас перед каждой тренировкой проверяли. Тройку принёс – от тренировки отстранён».

Связь учителя с учеником не прекращается и после того, как последний уходит в самостоятельное плавание. Бывшие ученики продолжают приходить к своему гуру, звонят по телефону, советуются, делятся радостями и печалями. Кто-то из них уже пассажирские поезда водит, а кто-то в одно лицо работает – без помощника. 

«И я у них чему-то учусь порой, они мне что-то подсказывают новое, – признаётся Игорь Краев. На вопрос о мотивации собеседник отвечает: чтобы спать спокойно! И простодушно смеётся, дескать, вот и вся мотивация. В тех, кого сам учил, он уверен на все сто. На них можно положиться, они не подведут».

В ближайшее время Краев планирует снова поработать машинистом: не хватает до ранней пенсии двух лет «колёсного стажа». Но наставничество бросать не намерен. Во-первых, нравится. Во-вторых, помнит: как научишь своего помощника, так и поедешь с ним в поездку. 

Вижу, как сделать лучше

Электромеханик Няндомской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Северной дирекции инфраструктуры Василий Гришин стал лучшим рационализатором России по итогам интернет-голосования, которое в рамках Всероссийского конкурса массового рационализаторства в декабре провело Агентство развития профессий и навыков.

Пользователи соцсети «ВКонтакте» выбирали лучшего рационализатора из четырёх номинантов – работников компаний «Росатом», «Ростех», «Гринатом» и РЖД. Почётный железнодорожник Василий Гришин набрал 2554 голоса (52%) и стал обладателем «Приза зрительских симпатий».

О своей победе няндомский рационализатор узнал от родных и коллег: сам 73-летний электромеханик соцсетями не пользуется. Даже телефон у него кнопочный – только для звонков.

Василий Гришин – вообще человек неприхотливый и в работе, и в быту. Больше полувека он трудится на участке Коноша – Обозерская. Это 290 км путей, 23 станции, 24 перегона. Порой бывают командировки по несколько дней. Чтобы не тратить два часа на дорогу домой, берёт с собой сумку с провизией и остаётся ночевать на станциях, в комнатах отдыха.

 

«Работаю, пока нужен, пока душа хочет, – говорит электромеханик. – Есть вещи, которые лучше меня никто здесь не сделает. Просто потому, что за полвека я выучил участок наизусть и держу в голове основные схемы сигнализации, централизации и блокировки. Вообще все станции по оборудованию СЦБ можно разделить на несколько кусочков. Чем больше станция – тем этих кусочков больше. Чтобы составить точную схему, их нужно сложить вместе – а здесь уже нет разницы, сколько частей ты складываешь – двадцать или сто».

Опыт и смекалка Гришина приносили пользу на разных участках Северной магистрали – от Ярославля до Ядрихи и Маленьги. На его счету десятки только оформленных рационализаторских предложений, которые используются в различных процессах. Например, электромеханик разработал и смонтировал схему контроля открытия дверей релейного помещения, чтобы туда не мог попасть посторонний.

«Сам не знаю, как это получается, – признаётся рационализатор. – Я просто вижу, что можно изменить в схеме устройства, чтобы оно работало лучше. Для нас, железнодорожников, главное - безопасность движения. Вот о ней и думаю».
Железнодорожник в четвёртом поколении, Василий Гришин никогда не мыслил себя в другой отрасли. 

Он однолюб не только в профессии. В прошлом году отпраздновал золотую свадьбу с женой Лилией. Она тоже всю жизнь проработала в Няндомской дистанции СЦБ, как и их старшая дочь Елена. Младший сын Николай – заместитель начальника Няндомской дистанции СЦБ. Средний Сергей стал связистом, работает в метро Санкт-Петербурга.

Свой опыт Василий Гришин передаёт молодым работникам дистанции. Для них он разработал и внедрил схему тренажёра сигнальной установки - чтобы проходили техническую учёбу на реальных устройствах.

Главное правило жизни железнодорожника: «Труд – это дело чести». «Эти слова выгравированы на моей медали «За трудовую доблесть», советской ещё поры. Если работать, то только так. И всё в жизни надо делать с честью», – считает Василий Гришин. 

Лада Александрова

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах