Причиной внимания надзорного органа стали разногласия между чиновниками и региональными операторами наружной рекламы: в конце прошлого года администрация Архангельска в одностороннем порядке отказала в пролонгировании договоров на последующие 10 лет сразу нескольким местным рекламным компаниям.
Найди пять отличий…
В городском департаменте муниципального имущества считают, что основанием для отказа является то, что существующие на данный момент рекламные конструкции, мол, технически устарели, да и внешне не украшают столицу Поморья.
По мнению же самих региональных операторов наружки, доводы чиновников прозвучали весьма неубедительно. Ведь, похоже, что ссылаясь на техническое состояние рекламных конструкций, мэрия лукавит. В 2019 году, когда проходили торги и заключались действующие договоры по аренде мест размещения рекламных конструкций, действовали тот же ГОСТ и та же редакция СНиП, что и сегодня. Об этом наша газета писала в № 3 от 15 января.
Что же касается архитектурного облика Архангельска, здесь вопрос по сей день остается отрытый. Из собственных источников редакции известно, что некоторым рекламным компаниям договоры в администрации таки продлили. Прогулявшись по столице Поморья, мы со своей стороны не могли определить, чем отличаются рекламные щиты операторов, которым дали добро на работу, от билбордов «отказников». А уж о том, что местные операторы уже почти год просят мэрию разрешить замену части нынешних билбордов на современное цифровое оборудование, но сотрудники мэрии всячески уклоняются от решения этого вопроса, и говорить не приходится.
Нарушает ли рекламная конструкция архитектурный облик сложившейся застройки города или нет, могут оценить только специалисты, а именно департамент градостроительства. Дословно не известно, чем руководствовались чиновники, отбирая на свой вкус те или иные рекламные компании для дальнейшей работы. Выводы делайте сами, наши уважаемые читатели… Но, на наш взгляд, все официальные и документально оформленные обоснования от администрации Архангельска ясности в причины отказа не добавляют.
Внесено представление
По всей видимости, рекламные компании, попавшие в список отказников, также посчитали, что чиновники нарушают их законные права. Поэтому и обратились с жалобами в прокуратуру и в региональный Антимонопольный комитет.
В распоряжении редакции уже есть официальный ответ из прокуратуры города Архангельска одной из рекламных компаний.
«Прокуратурой города обращения… о нарушениях законодательства о рекламе и защите конкуренции, допущенных департаментом муниципального имущества администрации ГО «Город Архангельск» (далее - Департамент)… рассмотрены. Доводы обращений нашли свое подтверждение. Для устранения нарушений прокуратурой города директору Департамента внесено представление», - говорится в этом документе.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области также уже начало проверку по жалобам региональных операторов.
Ситуация, на наш взгляд, странная и запутанная. Казалось бы, чего проще - решить все разногласия администрации города и рекламщиков цивилизованным путем за столом переговоров? Ведь именно об этом региональные операторы и просили чиновников на протяжении нескольких месяцев. Но, по всей видимости, в администрации их так и не услышали. Может, сейчас прислушаются к мнению надзорных органов?
Кому платить?
На данный момент на рынке наружной рекламы развернулась самая настоящая бумажная война. Уже известно, что администрация Архангельска поспешно отзывает иски к региональным операторам. А это значит, что чиновники косвенно признают, что совершили ошибку. Ведь впоследствии мэрия уже не сможет обратиться за судебной защитой с теми же требованиями и по тем же основаниям.
Самое грустное в этой истории то, что пока идут суды и прокурорские проверки, столица Поморья теряет внушительные суммы доходов. И кстати, расходы из-за претензий по судебным издержкам также лягут на плечи городского бюджета. Уже известно, что такие иски готовятся. А это значит, что и на наши с вами плечи, уважаемые читатели.
Мы будем и дальше следить за развитием событий на рынке наружной рекламы в столице Поморья, и очень надеемся, что все законные права будут соблюдены.
Саша Луговая