Примерное время чтения: 6 минут
314

География с историей. Архангельск продолжает оставаться воротами в Арктику

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. «АиФ в Архангельске» №46 17/11/2021

Помните фразу, которой заканчивается одна из книг Жюля Верна: «Его постоянно отклоняло на Север»? Эти слова вполне можно отнести на счёт Евгения Ермолова, начальника отдела сохранения историко-культурного наследия национального парка «Русская Арктика». 

Его действительно всегда привлекал Север. После университета наш герой сначала решил «подзаработать» - пошел пресс-секретарём в коммерческую структуру, но Север не отпускал. Так и оказался в «Русской Арктике». 

Три кита

- Евгений, скажите, а что делает историк в Арктике? Ведь это в первую очередь география, природа, туристы ездят.

- Нет, всё не так. Работа с историко-культурным наследием национального парка стоит на трёх китах: во-первых, это мониторинг и исследование исторических объектов. Во-вторых, исследовательская работа - изучение архивов, мемуаров. И, в-третьих, работа с музейными экспонатами и «подъёмным материалом», с тем, что привезли на материк.

Мне очень повезло работать историком в национальном парке - природоохранной организации. Поле для работы огромное, тем более, что парк очень молодой, был создан в 2011 году. И всё пришлось делать с нуля. Поэтому работа необычайно интересная. 

Полевой сезон в высоких широтах очень короткий, это создаёт лишние трудности.

- А туристы часто приезжают?

- В последние два года количество туристических круизов сократилось. Туристам на край российских арктических владений можно добраться с достаточным уровнем комфорта, правда цена вопроса впечатляет - это, практически, квартира. Редкий русский может себе позволить такую поездку, тем более дорого завезти экспедицию. 

Парк активно сотрудничает с туроператорами, которые помогают доставлять людей и грузы на архипелаги. Помогают и спонсоры, выделяя средства на приобретение необходимого оборудования или проведения реставрационных работ.

- А какие реставрации? Ведь люди там никогда не жили?

- И снова вы ошибаетесь. Там не было постоянного населения. Но начиная с 1873 года, когда архипелаг официально был открыт, туда устремлялись исследователи, которые хотели здесь перезимовать, а потом пешком, на собаках добраться до Северного полюса, расстояние до него всего 900 км. 

Кстати, многие экспедиции отправлялись от нас, из Архангельска. Да-да, в Соломбале были склады, где хранилось оборудование, там же закупали ездовых собак и нанимали рабочих. 

Учитывая суровые условия архипелага, путешественники обеспечивались по последнему слову науки и техники. То есть исследования способствовали развитию и того, и другого. 

В 1929 году в бухте Тихой разместилась первая советская экспедиция, туда устремились, чтобы закрепить территорию за нашей страной. И это удалось. 

- Мне сказали, что вы, Евгений, нашли флаг первой советской экспедиции. Как это было?

- Обычно при слове «флаг» всё представляют полотнище, а солёный воздух Арктики очень агрессивен, ткань пришлось бы менять несколько раз в месяц, поэтому полярники изготовили его из листового металла. Часть этого листа я и нашёл, привёз сюда для изучения, а когда присмотрелся, то понял, как мне повезло. В следующую поездку я буквально бегом кинулся туда, искать остальную часть. Повезло - нашёл. Он теперь в нашем музее. 

На чём ходили поморы

- А что изучаете сейчас на Земле Франца-Иосифа?

- Перед отделом стоит несколько задач, первая из которых, на мой взгляд, спасение карбаса. Сейчас расскажу, в чём проблема. 

На одном из островов было обнаружено шитое поморское судно, предположительно, карбас. Не представляйте себе, что оно где-то там стоит, прислонившись к валуну. Скорее, это намёк на лежащие на грунте судовые конструкции, которые при достаточном опыте можно прочитать как судно. Чтобы изучить эту, да и любую другую находку, надо её вывезти. Вывезти на судне, которое не может из-за большой осадки подойти к берегу. Значит, нужна какая-то шлюпка, на которую нужно вручную погрузить нашу находку (длина киля из цельного бревна 5 м), затем опять же вручную поднять её на борт судна (а она тяжёлая, плюс волны) - дело, как видите, непростое. И вот карбас уже несколько лет ждёт нас и стареет. Того и гляди, рассыплется в пыль. 

- Почему эта находка так важна?

- Мы уже привыкли, что поморы были рыбаками и мореходами. А на чём они, собственно, ходили? Печально, что не сохранилось ни одного чертежа настоящего поморского судна. Есть несколько схематических рисунков «лодочка под парусом» - ни размеров, ни конструкций, ни пропорций. Известно только, что карбасы шили. Отдельные детали сшивали между собой специальным образом обработанными побегами хвойных деревьев. 

Следующей по размеру была шняка - судно, на котором поморы ходили на Мурманский берег за треской. Дальше идёт коч, он имел большее водоизмещение, ходил ещё дальше, его строительство закончилось в XVIII веке. И самыми большим судами были лОдьи, они имели до трёх мачт. Интересно ещё вот что. Кочи ходили с грузами в Мангезею. Их разбирали для строительства домов, так как это был удобный готовый строительный материал. А со строевым лесом в округе было туго.

Гостевая книга Арктики   

- Чем ещё будете заниматься в следующем сезоне?

- В 1901 году на Землю Франца-Иосифа пришла американская экспедиция Болдуина. Они провели на архипелаге год. Это была самая масштабная экспедиция в Арктику своего времени. Известно, что в её составе было 42 человека (выжили все), 426 собак, 15 пони - так они называли низкорослых лошадок якутской породы. Они ушли на Север из Архангельска. Тому, что осталось от их стоянки, угрожает осыпающийся берег. Надо в ближайшее время провести раскопки.

Нас ждёт ещё один уникальный объект -  дом Эйры. Это самая старая постройка на ЗФИ,  оставшаяся на острове Белл от великобританской экспедиции Бенджамина Ли Смита. Судно экспедиции, «Эйра», которое привезло из Норвегии типовой норвежский домик, раздавило льдами, экипаж перебрался на остров. Домик продержался долго, но сейчас его надо скорее укреплять: стены в верхней части стали расходиться, кровля может провалиться внутрь дома, а этого допустить нельзя. На его стенах внутри дома расписались все экспедиции, побывавшие в этих местах, такая вот гостевая книга. 

- А какие-то забавные находки у вас были?

- Пожалуй. Довольно часто попадается обувь - и вся на левую ногу. Интересно, что не так было у полярников с левой ногой? Где правые ботинки?

- Евгений, скажите, Арктика наша?

- Безусловно!

Елена ЛАТИНСКАЯ
Фото из архива Национального парка 
«Русская Арктика»


Досье:

Евгений Ермолов родился в 1986 г. в Архангельске. В 2009 г. окончил исторический факультет Поморского  государственного университета. С 2012 г. работает в национальном парке «Русская Арктика».

Справка:

Архипелаг Земля Франца-Иосифа (ЗФИ), входящий в состав Архангельской области, - самый северный архипелаг России. Состоит из почти двухсот островов, протяжённость с запада на восток 370 км, с севера на юг - 250 км, расстояние до Северного полюса 900 км. Открыт в 1873 г. австро-венгерской экспедицией под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера и назван в честь императора Австро-Венгрии.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах