aif.ru counter
22

Что заложила семья, или нужны ли законы для молодёжи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. «АиФ в Архангельске» №37 09/09/2020
Фото М. Кимерлинга / АиФ-Архангельск

Президент РФ Владимир Путин внёс законопроект «об укреплении воспитательной составляющей системы образования». Принятие данного федерального закона должно поспособствовать духовному и нравственному развитию молодёжи.

«АиФ» поговорил с кандидатом биологических наук, клиническим психологом Константином Ивановым о том, развиты ли ценностные ориентиры у нашей молодёжи, от чего зависит моральное воспитание, и как объяснить подростку что такое «хорошее» и «плохое».

Вижу цель

- Как вы считаете, с чем связано издание данного указа?

- Издание указа, на мой взгляд, продиктовано временем. В современном мире трудно определять ориентиры жизни, развития личности не только молодым людям, но даже взрослым. В информационную эпоху, имея доступ к разнообразной информации, трудно определять её качество и достоверность, поэтому важно научиться самим и научить молодых людей осознанно распознавать полезные для собственного развития качества, формирующие соответствующие навыки для придания вектора своей жизни, понимания её ценности.

- На ваш взгляд, у современной молодёжи развиты ценностные ориентиры?

- Молодёжь, как и общество на данном этапе, очень разнообразна. Есть, например, те, кто уже в 19 лет чётко понимают, чего хотят, ставят цель и идут к ней, отсекая ненужное, осознанно формируя среду вокруг себя, есть другие - кто не находит достойного примера для задания определённой рамки развития в своей жизни и в достаточно зрелом возрасте. 

Из-за того, что мир стал очень динамичен, у многих есть установка жизни в «здесь и сейчас», без планирования будущего и поэтому без чувства и потребности настоящей заботы о себе, вследствие чего появляются различные варианты саморазрушительного поведения: употребление алкоголя, небрежное отношение к физической форме, неоправданный риск, создание опасных ситуаций для жизни и т. д.

Например, молодой человек - успешный спортсмен, но при переезде в другой город он видит другие возможности быстрого заработка, где не нужно тяжело тренироваться. И он меняет свою карьеру на быстрый, но непродолжительный доход, бросая своё дело. В итоге, не имея внутреннего стержня, собственных установок, начинает плыть по жизни и его способности остаются нереализованными.

- Раньше ребята заканчивали школу и не особо думали, куда идти после: «друг пошёл в пед, и я тоже». А сейчас молодые люди целеустремлённые, знают, чем хотят заниматься, - чем это плохо? Зачем им эти морально-нравственные ориентиры?

- Если идут поступать «за компанию», то в дальнейшем быстро пропадает мотивация. Со временем перестают понимать, что хотят на самом деле, куда двигаться. Когда определяешь сам, как бывает сейчас, то тоже вариант не всегда приводит к желаемым целям - этот выбор чаще продиктован лёгким путём, где возникает много соблазнов сбиться, отклониться от курса своих целей. Так, престижная работа, где необходимо постепенно выстраивать карьеру, может быть заменена на более привлекательную, где есть возможность получать деньги за неквалифицированный труд - это не развивает и в перспективе не приводит к созданию финансового фундамента своей жизни.

Как понять, куда идти?

- В 90-е годы всё рухнуло, уже не до воспитания было. С тех пор выросло целое поколение свободных от рамок и предрассудков молодых людей. Как по-вашему: это хорошо или плохо?

- В педагогической системе ранее были три задачи, которые должен был реализовать учитель в деятельности с ребёнком: воспитательная, развивающая и обучающая. Теперь в учебных заведениях подход несколько изменился и акцент делается только на обучении. И как результат – имея даже престижное образование, большое количество знаний, выпускник может совершенно не понимать, как и куда приложить все свои умения и какой в них смысл. Свобода выбора, того, как распорядиться знаниями, умениями, навыками - это, безусловно, хорошо, но если нет рамок, то как понять, куда можно двигаться? В результате мы получаем много потерянных в жизни людей, без понимания собственных ценностей.

- От чего или от кого может зависеть воспитание подростка?

- Как и раньше, подростку важно знать, что он нужен и полезен обществу, в котором он живёт. Если он это чувствует и видит проявления этой нужности от социума, то его поведение формируется на этом фундаменте. И тогда научить думать и действовать, совершать наилучший, правильный, осознанный выбор на пользу себе и своему окружению будет проще. Человек в таком случае включён в общество, становится его полноправным членом - социализирован.

- Как объяснить подростку, «что такое хорошо и что такое плохо»?

- Человек будет таким, каким ему говорят (показывают) быть - это выявлено в различных психологических исследованиях. Поэтому лучший способ - это доносить понимание примером родителей  и значимых людей. Именно они и задают ориентир для выстраивания собственной жизни.

- Если бы у вас была возможность предложить свои пункты в данную концепцию, что бы вы туда добавили? Может, о том, что стоит начинать воспитание с самих родителей?

- Конечно, на нравственные ценности влияет в первую очередь окружение подростка, его родители, друзья, поэтому и формирования уважения к себе и понимания себя важно начинать со взрослых людей, тех, кто ответственен за подрастающее поколение, чтобы они (взрослые) могли научить выстраивать осознанное гармоничное мировоззрение, помогали формировать мышление, способное дать молодёжи возможность адаптироваться и создавать высокое качество жизни - гармонию между внутренним миром подростка и обществом.

Например, когда взрослые люди приходят на психотерапию, они всё равно возвращаются к тем событиям, которые происходили с ними в детстве. И если в семье ребёнок был значим, эмоционально не отторгался, то и в жизни он научается следовать ориентирам, которые были заложены в его семье. Это происходит на чисто интуитивном уровне. Но есть те, у кого этого не происходило, поэтому общественная среда показывает свой пример, и хорошо, если он позитивный.

Анастасия Левицкая
Фото М. Кимерлинга

Константин Валерьевич Иванов, кандидат биологических наук, клинический психолог. Преподаватель (доцент) Северного (Арктического) федеральногоуниверситета имени М. В. Ломоносова.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно



Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах