Администрация Архангельска готовит переворот в сфере наружной рекламы?
Какой самый эффективный вид рекламы? Пожалуй, даже самый опытный рекламщик не ответит на этот вопрос - специалист подбирает для каждого «кейса» свой набор: реклама в СМИ, социальных сетях, радио и ТВ, на улицах города. Но ясно одно - без рекламы ни один бизнес работать не будет.
А начиналось все с наружной рекламы: помните, в древности над входом в обувную мастерскую размещали изображение сапога? Потом появились иные, привычные нам форматы, и уже с середины XIX века «наружка» стала не только инструментом для бизнеса, но и украшением городов, а сами «плакаты» - произведениями искусства.
Соответствует или нет?
В этом же направлении развивался и Архангельск, где до последнего времени мирно сосуществовали разные операторы наружной рекламы, предлагая и традиционные форматы, и инновационные площадки подачи информации. Так было до начала декабря, пока наружной рекламой не заинтересовались депутаты Архангельской Городской Думы. Народные избранники внезапно решили, что наружная реклама в Архангельске «стара, как мир» и срочно нуждается в трансформации.
Классическая «наружка» в городе сегодня насчитывает около 400 конструкций 3х6, большая часть которых появилась в начале двухтысячных годов. В администрации города считают, что многие билборды морально и физически устарели, некоторые и вовсе нарушают существующие нормы и правила. В Департаменте градостроительства, который курирует эту сферу, убеждены, что щитовая реклама по своему количеству, а главное, качеству, не соответствует развитию современного облика Архангельска.
Редакция «АиФ в Архангельске» обратилась с запросом в администрацию города с просьбой разъясненить причины столь радикальных решений.
- В отношении рекламных конструкций, установленных по договорам, департаментам градостроительства зафиксированы нарушения, в том числе, в части нарушения внешнего архитектурного облика, - прокомментировала руководитель пресс-службы мэрии Ирина Буйновская.
Она пояснила, что билборды не должны иметь видимых элементов соединения различных частей конструкции, их фундаменты требуется заглубить ниже уровня грунта с последующим восстановлением газона. Ну, и не должно быть следов ржавчины на элементах каркаса.
Объехав большое количество адресов, мы не увидели явных проблем с конструкциями билбордов. Конечно, журналистам вполне может не хватать опыта или особенного экспертного взгляда, но ни ржавчины, ни аварийных билбордов мы не заметили. Да и самое простое решение - указать на нарушение собственнику. Уверены, компании оперативно провели бы любой необходимый ремонт.
Добавим, что все условия и характеристики размещаемых конструкций прописаны в заключенных на торгах договорах на размещение рекламных конструкций, и не могут быть изменены по соглашению сторон. Если бы конструкции им не соответствовали, разрешения на установку просто бы не выдали. В этом же договоре, к слову, прописано и требование направлять владельцам конструкций предписания на устранение нарушений, если администрация их находит.
По «просьбам трудящихся»?
Желание «осовременить» внешний облик Архангельска, который, мол, портят «старые» рекламные конструкции, Ирина Буйновская пояснила «требованиям жителей», добавив, что «размещение подобных объектов должно обеспечить комфортное ориентирование всех групп пользователей, и способствовать органичному восприятию прилегающих улиц, площадей, зданий и сооружений, композиционно сочетаться с элементами существующей городской среды».
Как можно понять из ее ответа на запрос редакции, «с учетом активного благоустройства общественных пространств города, градостроительной деятельности данное требование не выполняется». Хотя с 2019 года ничего особо в облике города не изменилось.
Вот и получается: одно строим, а другое разрушаем, благоустраиваем территории, но выкидываем по надуманным предлогам с рынка компании, которые десятилетиями инвестировали в развитие рекламной сферы столицы Поморья, обеспечивали местный бизнес рекламными возможностями по разумным ценам.
Рекламу в цифру?
На одном из заседаний общественники заявили, что пора переходить на цифровой формат наружной рекламы - мол, статичные баннеры устарели.
Самое интересное, что никто из нынешних операторов наружки не спорит с этим. Более того они уже почти год пытаются согласовать с мэрией Архангельска замену части традиционных билбордов и призматронов на современные цифровые. Но ответа от мэрии они так и не получили. Создаётся впечатление , что кто-то умышленно тормозит модернизацию сетей наружной рекламы, чтобы обвинить в этом именно ныне действующих операторов.
Тем временем операторы не понимают причин отношения администрации к ним. За пять лет, прошедших с торгов 2018-2019 года, они заплатили в бюджет сотни миллионов рублей, и продолжают ежегодно отчислять десятки миллионов.
Сейчас опрошенные нами операторы делают предположения, что сыр-бор вокруг рынка наружной рекламы связан не с ржавчиной на конструкциях, а с появлением иных заинтересантов.
Объем рекламного рынка в Архангельске в 2024 году демонстрирует значительный рост, соответствующий общим тенденциям в российской рекламной индустрии - эксперты фиксируют рост прибылей более чем на 25%. Очевидно, это и интересует «новых игроков», которым нет дела до развития территорий, помощи бизнесу или местным социальным проектам. Бизнес - ничего личного: вот и «выносят» местных операторов руками чиновников, соблазняя их яркими картинками на современных экранах, обещанием таргетированной рекламы для каждого зрителя. Мол, все будет как в Москве…
Редакция «АиФ» будет следить за развитием ситуации, но, все-таки, надеется, что в развитии рынка наружной рекламы будут обеспечены законные права действующих операторов, которые, кстати, готовы идти в суды, жаловаться в УФАС и прокуратуру - прецеденты успешности таких действий есть в соседних регионах. А что касается «развития цифры» - так и наши рекламщики это могут, с ними нужно только договориться.