Примерное время чтения: 6 минут
108

Архангельские железнодорожники на БАМе

Архангельск, 19 июня - АиФ-Архангельск.

В этом году 50-летний юбилей отмечает Байкало-Амурская магистраль (БАМ). Эта стройка стала эпохальной не только в истории железной дороги, но и в масштабах всей страны.  

В июле на БАМе, в Тынде, пройдут торжества, в которых примет участие и семейная пара архангельских железнодорожников – Елены и Сергея Цветковых. Сегодня они на пенсии, но свою боевую молодость вспоминают с гордостью и ностальгией. 

РЖД
 

Молодость на БАМе

Участников событий крупнейшей комсомольской стройки бывшего СССР в Архангельске не так уж много. Одними из тех, кто отправился возводить магистраль, были Елена и Сергей Цветковы.

С 1977 по 1995 супруги трудились на строительстве восточного участка БАМа, на станции Дипкун, куда приехали после окончания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта. 

Познакомились Елена и Сергей совершенно случайно – на чужой свадьбе. Встречались всего три дня. А потом кавалер (он закончил вуз на год раньше) уехал служить на «стройку века». Вернулся почти через полгода. Расписались. Ну, а летом, получив диплом молодого специалиста, Лена отправилась вслед за мужем в суровый сибирский край. Хотя могла по распределению начать трудовую карьеру в куда более теплом и цивилизованном среднерусском городе Владимире.

Кроме валенок и теплых свитеров в походный чемодан Лена положила … туфли на каблуках. Куда она собиралась надевать их в тайге?

– Как это куда! – улыбается Елена Николаевна, – на работу: до конторы шлепала в валенках. А там переоденешься – и на каблучках.

Поначалу молодоженам выделили полвагончика. Все «удобства» на улице, вода привозная. Года через два в распоряжение Цветковых перешел весь вагончик. Тогда он не казался тесным, по праздникам в него набивалось до 16 человек. Здесь же, в вагончике, родился сын. Точнее, на свет-то он появился в Костромской области (там жила мама Елены), так как в сибирском Дипкуне не было акушерского отделения. Но едва малышу исполнилось полгодика, Лена с сыном поспешили обратно на БАМ – к мужу и папе.

– Неужели мама не отговаривала, – удивляюсь, – мол, куда ты, доченька, с грудным малюткой собралась? Ведь там даже смесей молочных, наверно, не купить.

Кормили арбузами, а хотелось огурцов

– Да нет, не отговаривала, – говорит Елена Николаевна. – Видно, тогда у всех людей психология другая была. А молочные смеси для малыша, действительно, посылками получали. Да что смеси! Наш магазин – вообще отдельная история. Свежего мяса не купить, зато тушенка стояла аж девяти видов. То же с овощами и фруктами: обычных помидоров и огурцов не сыщешь, а ананасы, китайские яблоки, груши и даже арбузы зимой – пожалуйста!

Чтобы молодежь не скучала (а основной возраст БАМовцев был до 35 лет), к ним приезжал агитпоезд «Комсомольская правда» с популярными артистами того времени, такими как Дин Рид и группа «Комбинация». Словом, развлекались. Как могли, и безо всякого спиртного.

– У нас тогда был «сухой закон», выдавали по одной бутылке в руки. Причем, как это не покажется кому-то странным, водку отпускали только начальству, а всем остальным полагался коньяк. На Новый год – бутылка шампанского на семью. А вот холостякам игристое вино не давали.

– Почему такая дискриминация. А если он девушку захочет угостить? – возмущаюсь.
– Да не было там девушек, – смеется Елена Цветкова, – разве что бурая медведица из леса забредет. За зазнобой мужики уезжали на «большую землю», и привозили ее на БАМ лишь в качестве супруги.

Вообще о том времени, о молодости Цветковы вспоминают с теплотой:

– Там у нас настоящая жизнь была. Яркая. Мы верили в то, что делаем, могли работать сутками. И никто не считался со временем, не требовал доплату за переработанные часы.  

РЖД


Трудовые будни в Архангельске

В 1995-ом году Сергей Вениаминович с семьей приехал в Архангельск. Местом его работы стала Архангельская дистанция электроснабжения, где он успешно трудился в должности заместителя начальника по тяговым подстанциям двадцать лет. Он не был «кабинетным» руководителем: постоянно находился на линии, принимал активное участие в монтаже и наладке электрооборудования новых тяговых подстанций. Сейчас Сергей и Елена Цветковы на заслуженном отдыхе, но с интересом следят за развитием энергетического комплекса ОАО «РЖД», встречаются с коллегами, передают свои знания и опыт молодежи.

Справка

На БАМе Сергеем Цветковым пройден путь от командира экскаваторного взвода железнодорожной воинской части до начальника района электроснабжения ЭЧС-12 Дипкун и заместителя начальника по эксплуатационной работе Дипкунской дистанции электроснабжения БАМжд. Имеется и медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали», Указ Верховного Совета РСФСР от 26. 09.1983 г.,

Только цифры

Байкало-Амурская магистраль – одна из крупнейших в мире железных дорог. Она проходит через Восточную Сибирь и Дальний Восток, ее протяженность – около 4300 км. БАМ пересекает 7 крупных горных хребтов и 11 полноводных рек. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах