Примерное время чтения: 8 минут
848

Самолёты и лётчики. Что сейчас напоминает Поморью о Первой мировой войне?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5. АиФ 5 28/01/2015
Константин Тараканов / АиФ

В Архангельском Народном музее Авиации Севера есть уникальные экспонаты. Один из них даже построен руками… директора музея Николая Кононова.

Одиннадцатое изобретение

100 лет назад над Россией бушевал пожар Первой мировой войны. Война вызвала к жизни и новые виды вооружения. Кроме обычных пушек и пулеметов, противники начали использовать друг против друга танки и самолёты. Вот одну такую точную копию самолёта времён Первой мировой войны «Блерио-11» и создал Николай Кононов.  На начало Первой мировой войны в Русской императорской армии состояло на вооружении 22 таких самолёта. 20 выполняли роль разведчиков, летавших в глубокие тылы вражеской армии. Два -  использовались в качестве тренировочной «спарки» - учебного аппарата. Самолёт своими достижениями отметился еще до начала мировой бойни столетней давности. Всё началось с того, что планер «заработал» для Луи Блерио, своего конструктора и пилота, тысячу фунтов стерлингов. Столь колоссальная сумма была определена владельцем одной из лондонских газет в 1909 году, 105 лет назад, в качестве приза. Авиаконструктор, вместе со своим «одиннадцатым изобретением», получил её за то, что впервые в истории смог перелететь пролив Ла-Манш.

После рекордного перелета «Блерио-11» стал по-настоящему знаменит. Выпускать чемпиона по лицензии решили сразу несколько стран, в том числе и Россия. В нашей стране за это дело взялся «Руссо-Балт» - первый российский автозавод. Всего на нем было выпущено 800 единиц «Блерио-11».

Один из первых полетов. Фото: АиФ/ Константин Тараканов

«Больше полугода я трудился по ночам в подвале своего дома над монопланом «Блерио-11», - рассказал конструктор. - Сбор производил по реальным французским чертежам начала прошлого века». Так что самолёт получился один в один.

«Блерио-11» стал одним из наиболее заметных экспонатов музея. Дети невиданное доселе чудо техники просто облепляют с широко раскрытыми от изумления глазами. Особую радость подрастающему поколению даёт возможность превратиться в настоящего лётчика Первой мировой, пролетающего над вражескими позициями. Ведь самолёт не стоит в музее неприкасаемым грузом. Внутрь архангельского «Блерио» спокойно можно залезать.

Компанию раритету составляет ручной авиационный пулемёт начала прошлого века. Оружие было найдено в 2013 году в болоте на территории Виноградовского района. Не исключено, что подобные найденному пулемёты как раз и стояли на вооружении русских авиаторов Первой мировой войны.

Авиационный парк музея одним «Блерио-11», конечно же, не ограничивается. В 2014 году появилась реально летавшая модель бомбардировщика «Хейнкель-111». Во время Великой Отечественной войны этот вражеский самолет сеял смерть жителям Архангельска.

Другой самолет, истребитель-бомбардировщик «Су-9», в первые послевоенные годы нас, наоборот, защищал. В память о боевых заслугах по охране мирного неба над нашей головой в военном городке аэропорта «Талаги» самолет был поставлен на вечную стоянку. Летом прошлого года самолет музейщиками был частично отреставрирован. Защитнику Отечества укрепили фундамент и наложили сразу десять заплат. В наступившем году памятник после нанесения грунтовки хорошенько покрасят. Будет машина как новенькая. Готовая в любой момент рвануть в бой против вероятного противника. И компанию ему непременно составит расположившийся неподалеку истребитель-перехватчик «Миг-31».

Победитель Васильев

В музее в том числе был сделан и самолёт, открывший в Архангельской губернии эру авиации. Сделал это летчик Александр Васильев. 100 лет назад авиатор был по-настоящему легендарной личностью. Ведь он единственный смог преодолеть дистанцию первого Большого перелета из Петербурга в Москву. Остальные девять участников состязания просто сошли с дистанции.

После победы в качестве чемпиона Александр Алексеевич отправился колесить по России. Искусство высшего пилотажа Васильев показал и в Архангельске. На своем двукрылом друге авиатор взлетел с крыши Казармы Восстания.

Первый летчик Архангельского Севера на Первую мировую войну пошёл добровольцем. К сожалению, как авиатор Васильев поучаствовать в ней толком не смог, был подбит в первом же полете.

Далее легендарного летчика ждал австрийский плен, из которого он попытался сбежать. Но его поймали и вернули в лагерь. Далее следы авиатора теряются.

Внук Айвазовского

С Архангельском связана жизнь и другого участвовавшего в Первой мировой войне лётчика. Константин Арцеулов навеки прославился тем, что первым на своем самолёте смог укротить штопор — беспорядочное падение самолёта, показал, что его не надо бояться.

Благодаря найденной технике обращения с неуправляемой машиной, Арцеулов спас жизни многих российских летчиков. Пилоты во время неуправляемого ранее состояния полета перестали гибнуть.

Но в 1934 году Константин Константинович попадает в Архангельск. Попадает не по своей воле. Будучи необоснованно репрессированным, авиатор оказывается у нас в ссылке.

В Архангельске Арцеулова уже знают как художника. Здесь он начинает писать неплохие картины. Вполне возможно, интерес к живописи передался к авиатору от деда — знаменитого художника Ивана Айвазовского.

Французская «Комета»

В нашей исторической науке укоренилась точка зрения, будто первый полёт, открывший в Архангельске эпоху гражданской авиации, прошел 4 февраля 1930 года. И направлялся тот рейс из нашего города в Усть-Сысольск. Это не совсем соответствует действительности.

На самом же деле, первый гражданский авиарейс из Архангельска прошёл на пять дней раньше укоренившегося срока. Крылатая машина французского производства «Дорнье – Комета» вместе с пассажирами поднялась тогда прямо со льда Северной Двины. Произошло это примерно напротив нынешнего здания Добролюбовской библиотеки. Полетела она не, как принято считать, в Усть -Сысольск. К этому времени город уже получил современное наименование – Сыктывкар. Как раз туда французская «Комета» и направилась.

Самолет с пассажирами поднялся со льда Северной Двины. Фото: АиФ/ Константин Тараканов

Из Архангельска самолеты вылетали в 8.00 по вторникам и воскресеньям. Первое приземление происходило в Двинском Березнике в 10.20. Отдохнув в райцентре нынешнего Виноградовского района час, авиарейс направлял свои крылья в Котлас. В южном центре нынешней Архангельской области пассажиры вместе с авиаторами пережидали ночь. Вылет до конечного пункта путешествия производился на следующий день в 9.00. Последний участок пути длился ещё три часа.

Весь рейс занимал 1065 километров. Билет на него стоил около 200 рублей. Самолёты для него закупались «всем миром». По подписке, объявленной всесоюзным обществом «Добролёт», деньги перечислялись со всего Северного края – территориального образования, куда в то время входила и территория современной Архангельской области. Рейс обслуживали два двухместных и один четырёхместный самолёт. Эта линия была необходима для того, чтобы даже жители столь отдалённого пункта, как Сыктывкар, могли бы беспрепятственно попадать в Архангельск, свой краевой центр.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах