Жители Северо-Западного федерального округа за 11 месяцев 2020 года сократили траты на отдых за границей на 48% по сравнению с январем-ноябрем прошлого года. Согласно статистике по карточным транзакциям клиентов ВТБ, в открытых для россиян странах они израсходовали на туризм около 1,2 млрд рублей. Наименьшее снижение активности у всех российских клиентов банка было зарегистрировано в странах, которые открылись для туристов еще летом-осенью и не требуют обязательной изоляции после прилета – в Турции, в Беларуси и на Мальдивах. В итоге Турция поднялась на второе место среди стран с наибольшими тратами клиентов ВТБ, опередив Испанию, Францию и Германию.
Пандемия коронавируса в этом году оказала влияние на распределение трат россиян за рубежом. Наиболее значительно снизились траты жителей СЗФО за рубежом на туристические экскурсии (-75% год к году), а также походы в кино, театры и на концерты (-71%) и на покупку одежды (-61%). В меньшей степени сократились их расходы на покупки в зарубежных супермаркетах (-39%) и аренду транспорта (-44%).Всего владельцы карт ВТБ, зарегистрированные в СЗФО, с начала года совершили в доступных заграничных странах почти 500 тыс. транзакций в сфере туризма – на 40% меньше, чем за 11 месяцев 2019 года.
Если брать статистику по всем клиентам ВТБ в России, то меньше всего их туристические расходы «просели» в странах, которые сейчас открыты для российских путешественников и не настаивают на изоляции для приезжих. Так, расходы всех клиентов банка на Мальдивах снизились лишь на 20% год к году, Белоруссия недосчиталась 29% туристических расходов россиян, а Турция и Египет - 40%. Наиболее значительно – на 78% - держатели карт ВТБ снизили траты в Японии, которая разрешила въезд только гражданам и резидентам и только с 1 ноября. Единственным «бенефициаром» закрытых границ стала Танзания, которая одной из первых открыла границы для россиян – туристические расходы клиентов банка в ней выросли к прошлому году на 36%, а осенью был зафиксирован более чем двукратный рост год к году.
Изменившиеся условия внесли корректировки в рейтинг наиболее популярных стран у российских туристов. Топ-10 стран по объему туристических расходов клиентов ВТБ по-прежнему возглавляет Италия, хотя траты клиентов в ней сократились на 73% год к году – до 3,1 млрд рублей. На второе место с пятого по объему расходов поднялась Турция, а Испания, в которой держатели карт ВТБ стали тратить на 72% меньше, переместилась на пятое место. Также в пятерку лидеров по туристическим расходам традиционно вошли Франция и Германия. В топ-10 традиционно вошли США, ОАЭ, Белоруссия и Великобритания (причем по объему расходов союзная республика Беларусь в этом году обогнала Соединенное королевство). Покинула рейтинг традиционно популярная у петербуржцев Финляндия, которая занимала девятую строчку, а вместо нее в десятку лидеров вошел Таиланд.
«Пандемия в этом году стала главным факторов, повлиявшим на туристические настроения россиян. Наших соотечественников останавливают не только закрытые границы большинства стран, но и желание обезопасить себя от лишних контактов. И хотя осенью Россия продолжила возобновлять авиасообщение с отдельными зарубежными странами, традиционно высокий предновогодний сезон не изменит негативную динамику по итогам года», - прогнозирует Ксения Андреева, руководитель управления «Дебетовые карты и счета» ВТБ.