Правительство России утвердило план социально-экономического развития Архангельской агломерации до 2035 года. Документ включает в том числе и создание судоремонтной верфи с проектной стоимостью 2,5 млрд рублей. Проект вошёл в государственную стратегию развития Арктической зоны России и призван обеспечить устойчивое развитие всего Поморья в долгосрочной перспективе.
Путевка в жизнь
Впервые о планах строительства новой судоверфи было заявлено в марте 2025 года на Международном арктическом форуме в Мурманске.
«У нас есть площадка на острове Ягры, между „Звездочкой“ и Севмашем. 122 га обеспечены всеми необходимыми коммуникациями, железной дорогой. С учетом мощностей обеих предприятий, верфь может работать по распределенной системе, позволяя выполнять часть работы на существующих мощностях, а новые инновационные технологии, необходимые для гражданского судостроения, вынести в отдельный сектор. Мы активно продвигаем эту идею», — заявил на форуме губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
Идею в правительстве оценили позитивно и решили претворить в жизнь. Согласно проекту, новая современная верфь будет состоять из четырех цехов (сборочного, покрасочного, стапельного, токарного), склада и причальной линии. Планируемая загрузка — 100 судов в год с полным объемом заводского ремонта. Кроме того, Северное морское пароходство инициировало проект организации полного цикла судоремонта с приобретением плавучего дока грузоподъемностью 12 тыс. тонн.
Проект стоимость 2,5 млрд рублей планируют запустить к 2033 году. Строительство верфи будет полностью профинансировано за счет бюджетных инвестиций в рамках государственной программы по развитию Арктической зоны.
Поморье по словам Цыбульского, идеально подходит для реализации проекта еще и потому, что Архангельская область ежегодно выпускает более тысячи специалистов по профильным судоремонтным специальностям.
В правительстве уверены, что строительство нового завода повлияет на развития всей судостроительной отрасли и станет важным шагом для укрепления позиций России в Арктической зоне. Запуск производственных мощностей позволит не только удовлетворить растущий спрос на судоремонт, но и станет стимулом для развития смежных отраслей, таких как металлургия, машиностроение и логистика. Кроме того, новая верфь обеспечит создание новых рабочих мест и повышение квалификации местных специалистов.
Развитие на десятилетия
Между тем, правительственный мастер-план развития Архангельской агломерации предусматривает комплексный подход к развитию региона, включая не только судостроительную отрасль, но и другие секторы экономики, такие как туризм, рыболовство и лесное хозяйство.
Архангельская агломерация сегодня объединяет три крупных города: Архангельск, Северодвинск и Новодвинск и а также прилегающие территории Приморского округа. Население этой территории составляет примерно 490 тысяч жителей, здесь производится порядка 60% валового продукта региона. Агломерация также является местом расположения крупных промышленных предприятий, образовательных учреждений и ключевых транспортных узлов Северного морского пути.
«С точки зрения пространственного развития Архангельская область очень непростой субъект — огромная территория при небольшом количестве населения. Поэтому мы должны очень аккуратно подходить к основным пунктам программы, — считает Цыбульский.
Реализация плана развития агломерации, считают эксперты, позволит создать устойчивую и диверсифицированную экономику всего Поморья, которая будет способна быстро адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
По словам премьер-министра, реализация всех программных мероприятий позволит Поморью стать одним из ключевых центров развития Арктической зоны России.
«Эффективное выполнение таких задач позволит создать в Арктике более комфортные условия для жизни, работы и туризма», — подчеркнул премьер-министр России Михаил Мишустин.
Ставка на инвестиции
Одним из важнейших условий реализации плана развития Архангельской агломерации является создание благоприятного инвестиционного климата. Привлечение частных инвестиций в судоремонтную отрасль и смежные сектора экономики позволит ускорить реализацию проектов и снизить нагрузку на бюджеты всех уровней. Власти региона в рамках проекта планируют разработать ряд мер поддержки для инвесторов, включая налоговые льготы, субсидии и гарантии.
Ключевую роль в обеспечении эффективной работы судостроительного кластера сыграет и развитие транспортной инфраструктуры, отмечают эксперты. Планируется постепенная модернизация существующих портов и строительство новых причалов, а также расширение сети автомобильных и железных дорог. Это позволит обеспечить бесперебойную поставку сырья и материалов на судоверфь и отгрузку готовой продукции.
Как отмечают в правительстве, приоритетным направлением при реализации проектов развития Архангельской агломерации является экологическая безопасность. Внедрение современных технологий и оборудования позволит минимизировать негативное воздействие на окружающую среду и предотвратить загрязнение водных и земельных ресурсов.
В целом, утвержденный план развития агломерации представляет собой комплексную стратегию, направленную на создание современной и конкурентоспособной экономики. Реализация этого плана позволит укрепить позиции России в Арктической зоне и обеспечить устойчивое развитие всего Архангельского региона в долгосрочной перспективе.