Примерное время чтения: 7 минут
69

Имитация действий руководителями государства всех уровней

В России идёт обсуждение новой пенсионной реформы. Как заштопать дыру в Пенсионном фонде? Почему 30% населения страны ощущают себя бедными?

Об этих и других болевых точках «АиФ» поговорил с Лилией Овчаровой, директором Независимого института социальной политики, руководителем Центра анализа доходов и уровня жизни населения НИУ ВШЭ.

Три нарыва

«AиФ»: - С 1 января должны повысить минимальный размер оплаты труда. Но он по-прежнему ниже прожиточного минимума. Почему утверждают уровень зарплаты, на который даже прожить нельзя?

Л.О.: - Причина в том, что один из главных поставщиков низкооплачиваемых рабочих мест (санитарки в больницах, соцработники и т. д.) - государство. И в бюджете не находится денег на повышение зарплаты этим работникам хотя бы до прожиточного минимума. Почему? Приходится признать, что высокие стандарты жизни населения не являются приоритетом нашей политической системы.

Согласно официальной статистике, число людей, живущих за чертой прожиточного минимума, за последние 10 лет сократилось с 27 до 11% от всего населения страны. Но растёт детская бедность (бедность в семьях с детьми). В 2003-2004 гг. она была в 1,2 раза выше, чем средняя по стране. Сегодня - в 1,6 раза. И по-прежнему субъективно 30% населения относят себя к бедным. Получается, что по индикаторам правительства благосостояние народа растёт, но люди этого не замечают.

«AиФ»: - Недавно несколько крупнейших россий­ских городов вошли в список вымирающих. Надо смириться с тем, что процветать будут только столицы?

                                                               
Досье
Лилия Овчарова, доктор экономических наук. Известный в РФ и за рубежом специалист в области социального развития. Автор множества научных работ по вопросам уровня жизни населения, демографической политики, бедности и неравенства.

Л.О.: - Мы застряли на этапе позднего индустриального развития, когда население концентрируется именно в больших городах. Так проще и дешевле выжить. После этого должен наступить постиндустриальный этап: денег становится больше, люди на машинах по хорошим дорогам выезжают за пределы больших городов, где могут жить, не теряя комфорта. Мы к этому никак не можем прийти. На то есть объективные причины: большая территория и отсутствие инфраструктуры (когда весь мир занимался её строительством, мы тратились на вооружение).

Но главное - мы не можем ни придумать, ни заимствовать другую систему организации жизни. Почему? На мой взгляд, из-за низкого качества человеческого капитала. Управленческая элита занята тем, что вывозит за рубеж богатства и ресурсы страны. Эти люди не видят себя в России, поэтому решения принимают только тогда, когда уже совсем прижало, как в случае с пенсионной реформой. На элиту мог бы повлиять средний класс. Но у нас в стране он очень маленький (не более 15%) и пока не готов сформулировать свой социальный протест. Поэтому есть опасность, что этот протест могут выразить беднейшие слои населения. И сделают они это как умеют - с дубиной в руке.

По нашим наблюдениям, напряжённость растёт. Я бы выделила три нарыва, которые могут прорваться. Первый - в сфере ЖКХ. Управляющие компании ведут себя не как поставщики услуг, а как владельцы ресурсов. А жители домов выступают в качестве молчаливых рабов. Вторая болевая точка - усиление позиций силовиков. С повышением зар-плат в этой сфере силовики пришли в средний класс. Люди недоумевают: полицейский стал получать в 2-3 раза больше учителя и врача.

Ну и наконец, ещё один повод для раздражения - имитация действий. Написано множество программ, стратегий, но они не выполняются, и никто не несёт за это ответственности. Мы проанализировали программы регионов, хотели понять, как будут реализованы указы президента о повышении зарплат бюджетникам. Оказалось, что большинство из них невыполнимы. Пишут: будем развивать туризм, малый бизнес. Какими средствами это делать - ни слова. Главное - сдать программу!

Бой с тенью

«AиФ»: - Одна из обсуждаемых сейчас программ - стратегия развития пенсионной системы. Но её столько раз уже реформировали, а денег опять не хватает?

Л.О.: - Дефицит в Пенсионном фонде существует, и, по всем прогнозам, он будет только расти. Одна из главных причин в том, что из 70 млн занятого населения порядка 20 млн работают без официального оформления и в общий пенсионный котёл от них ничего не поступает. Больше всего таких рабочих мест в строительстве, торговле и общепите, в сельском хозяйстве.

«AиФ»: - Тогда нужно теневую занятость искоренять, а не выдумывать очередную реформу.

Л.О.: - Вы правы, именно с этого нужно начинать, но в стратегии развития пенсионной системы никаких мер на рынке труда не предлагается. Этот вопрос просто обходят стороной. На мой взгляд, требовать скорейшего его решения от властей должен бизнес из тех отраслей, где концентрируются реальные рабочие места и где велика пенсионная нагрузка (это промышленность, добывающие отрасли). Иначе социальные налоги для этих предприятий ещё увеличатся.

Другая причина дефицита Пенсионного фонда - досрочные пенсии. (Люди раньше выходят на пенсию и недоплачивают в Пенсионный фонд. Решить эту проблему можно, увеличив выплаты в ПФР на льготных работников. - Ред.)

 

 

10 лет назад этот вопрос уже ставился, но бизнес тогда пролоббировал отказ от его обсуждения. Мол, мы приобрели бизнес с льготными рабочими местами в ходе приватизации, а не сами их создали, и платить за них дополнительно не должны. Но на самом деле мы знаем, что предприятия были приватизированы по низкой цене, и их владельцы используют досрочный выход на пенсию как конкурентное преимущество на рынке труда. Со своей стороны, заняться этой проблемой должно и государ­ство. Когда-то, чтобы компенсировать низкие заработки, власти предоставили льготу по досрочному выходу на пенсию, к примеру, военным и представителям силовых структур. В результате на Севере сотрудник ГИБДД выходит на пенсию в 35 лет! Согласитесь, что это странно. Этот во­прос нужно пересматривать.

«AиФ»: - А от идеи повышения пенсионного возраста правительство отказалось?

Л.О.: - Видимо, вопрос будет решаться путём повышения планки минимального стажа для получения пенсии. Сегодня он 5 лет, а сделают 15-20. А ведь многие, заработав этот минимальный пятилетний стаж, ушли в неформальную занятость (стали подрабатывать частным извозом, к примеру). Представьте, государство в один прекрасный момент им скажет: не хочешь получать пенсию ниже прожиточного минимума - дорабатывай ещё 10-15 лет стажа. А человеку к тому времени может быть уже 45-50 лет. Вот вам и повышение пенсионного возраста... Это, конечно, мои экспертные предположения: формулы, по которой будет рассчитываться пенсия, в стратегии нет. И это тоже странно: что обсуждать, когда формула расчёта неизвестна?!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах