Примерное время чтения: 8 минут
689

Северный морской путь: вчера, сегодня, завтра

Еще несколько лет назад мы лишь говорили о том, что необходимо осваивать Арктику, смахнуть пыль с карт героев-полярников, возродить Северный морской путь. Сегодня мы уже можем с уверенностью сказать: человек не уйдет из полярных широт. Дело Папанина, Челюскина, Шмидта будет продолжено.

Россия вновь открывает Арктику

За 8 месяцев 2011 года по Северному морскому пути совершено 25 рейсов, общий объем грузов составил 680 тыс. тонн. А за двенадцать, по оценкам специалистов, может быть перевезен 1 млн. тонн грузов. Для сравнения за весь 2010 год по Севморпути перевезено всего 220 тыс. тонн.

«Рост в пять раз. Это позволяет говорить, что перевозки по северной магистрали переходят из разряда экспериментальных в разряд коммерческих», – рассказал на II Международном форуме в Архангельске заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский.

Очевидно, что такое масштабное предприятие, как освоение арктических территорий невозможно осуществить без государственного участия. Освоение Заполярья началось еще во времена Петра Великого, по указу которого была организована Великая северная экспедиция. Самодержец был разносторонней личностью и прорубил не только окно в Европу, но и обозначил претензии России на господство в северных краях.

Наверное, именно опыт таких ледовых походов помог позже Михаилу Ломоносову предсказать, что через Арктику проходят кратчайший путь в Индию через «Сибирский океан». Поморы первыми прошли Северным морским путём до Сибири и Аляски, открыли новые земли и острова, составили описания, лоции, карты. Среди них такие известные люди как Федор Попов и Семён Дежнёв. Каргопольский купец Александр Баранов был даже губернатором Аляски, а первой её столицей стал город Новоархангельск.

В соответствии с предложениями Ломоносова, уже после его смерти, императрица Екатерина Вторая организовала экспедицию из Архангельска. Летом 1765 и 1766 годов по ее указу был впервые проложен морской путь через Северный Ледовитый океан к Северной Америке и Камчатке. Именно этот момент и принято считать официальным рождением Северного морского пути. К сожалению технологии того времени не смогли обеспечить надежный северный проход из Европы в Азию. Интерес к полярным территориям угас.

На север с пучком чеснока

В начале ХХ века Арктика вновь оказалась в центре внимания. Путешественники всего мира покоряли Северный и Южный полюс, открывали новые земли. Не оставалась в стороне и Россия. С 1920 года в Архангельске размещались структуры для управления Северным морским путем. В годы Великой Отечественной войны штаб Главного управления Севморпути находился в здании администрации области. Архангельский морской порт сыграл важную роль в обеспечении национальной безопасности и покорении Арктики. От архангельских причалов отошли сотни арктических экспедиций.

Но наиболее успешно Северный морской путь развивался во второй половине прошлого века. На его освоение были затрачены огромные средства и усилия многих поколений. Для обеспечения бесперебойной работы Северного морского пути к середине 80‑х годов была создана целая транспортная система. Это и ледоколы, и транспортный, технический, гидрографический флот, арктическая авиация и многое другое.

Однако реформы и кризис 90‑х годов привели к тому, что инфраструктура, построенная в Арктике в советский период, стала разрушаться. Полярные поселки ветшали, люди с севера уезжали. Были упразднены и органы управления Северным морским путём.

И вот новый всплеск интереса к Арктике. В этот раз первые лица страны обещают, что к освоению полярных территорий подойдут, вооружившись всеми последними достижениями науки и техники.

Когда‑то люди шли на Север лишь с пучком чеснока и напутствием царя-батюшки. А как только не пытались бороться со льдом! Для того чтобы провести суда через арктические поля, мужики петровских времен ломом и топором прорубали каналы.Тогда же придумали ледоломные паромы. Тоже деревянные, несамоходные, величиной со средних размеров грузовик с поднятым штевнем и заполненной чугунными чушками кормой. Такой паром лошади тянули по ледовому покрову, продавливая в нем судоходный канал, который потом очищали от обломков.

Арктика безопасности

Сейчас все по‑другому. Да, государево слово тоже важно, но важнейшей составной частью освоения Арктики станет безопасность человека. МЧС России совместно с Минтрансом, министерством природных ресурсов и экологии, Пограничной службой начали создавать комплексную систему мониторинга, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Арктическом регионе. В Архангельске и других городах вдоль трассы Северного морского пути планируется создание комплексных аварийно-спасательных центров.

Такие центры обеспечат мониторинг и реагирование на чрезвычайные ситуации, сбор и анализ необходимой информации. Помимо этого, они станут учебными базами для практической отработки совместного реагирования и действий разных стран при решении вопросов обеспечения безопасности в Арктике.

Все без исключения арктические страны заинтересованы в развитии Северного морского пути. Ведь, как показывает жизнь, если начнется активное освоение углеводородов в Арктике, эта транспортная магистраль будет крайне востребована и, по меткому выражению председателя Русского географического общества Сергея Шойгу станет, «шёлковым путем XXI века».

По стратегической полярной магистрали могут перевозиться самые разные грузы. Это углеводороды, цветные металлы, железорудный концентрат, рыбная продукция. По словам Всеволода Пересыпкина, грузоперевозки с запада на восток уже в ближайшие годы могут достичь 5–6 млн тонн в год, в обратном направлении – 2–3 млн тонн грузов. А в более отдалённой перспективе грузоперевозки в обоих направлениях могут достигнуть даже 65 млн тонн грузов в год.

«Навигация этого года показала, что перевозка грузов по Севморпути реальна даже

крупными судами, – уверен генеральный директор ОАО «Совкомфлот» Сергей Франк. -Перевозка грузов по северным маршрутам имеет очевидные преимущества. Это сокращение сроков доставки грузов, экономия топлива, уменьшение выбросов парниковых газов, отсутствие в полярных водах пиратов. Экономия времени в рейсе танкера до Китая составила 18 суток». Оценив перспективы Северного морского пути, компания приняла решение о закупке двух танкеров ледового класса для работы в арктических условиях.

По словам руководителя по восточноевропейским проектам TSCHUDI Shiping Company Хенрика Фалька из Норвегии, Севморпуть открывает для Европы рынки на Дальнем Востоке. В 2010 году компания отправила железную руду из Норвегии в Китай. Опыт оказался удачным.

До 2020 года в России планируется построить три новых современных атомных и шесть дизель-электрических ледоколов. На эти цели предусмотрено порядка 38 млрд. рублей. Именно этот флот и станет движущей силой нового освоения Арктики.

Новая страница

Земля вступает в период глобального потепления климата. Если прибрежные льды и дальше будут отступать с той скоростью, с какой они это делают сейчас, то скоро навигационный период достигнет 100 или даже 150 суток.

Навигация по Северному морскому пути, конечно, далеко небезопасное занятие – это проводка танкеров и большегрузного флота с совершенно разными грузами, и тут, конечно, необходимо обеспечение гидрографической, метеорологической и чрезвычайной службами. Здесь-то как раз и пригодятся те станции, которые начала строить МЧС России.

Главным стимулом по освоению Арктики, конечно же, является экономический. Сегодня здесь добывается 98 процентов алмазов, 90 процентов золота, нефть, газ, никель, платина. Это составляет пятую часть национального дохода страны. Перспективы также впечатляют: запасы газа составляют более половины от общероссийских объёмов, углеводородов – 90 процентов, в том числе 70 – на шельфе Баренцева и Карского морей, есть углеводороды и на глубине Северного Ледовитого океана.

Все это богатство необходимо доставлять потребителям. И здесь Северный морской путь вне конкуренции. Да и в целом северная транспортная артерия, способна составить конкуренцию традиционным морским трассам как по стоимости перевозок, так и по безопасности транспортного сообщения. Севморпуть на треть короче традиционного южного маршрута, в Арктике нет сомалийских пиратов. Все это дает возможность российским и иностранным перевозчикам существенно сократить транспортные расходы и получить реальные экономические выгоды.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах