Примерное время чтения: 6 минут
850

Архангельский учитель рассказала о насущных проблемах образования

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. АиФ 30/09/2015

У Светланы КОВАЛЬ длинный педагогический путь. В сфере образования Светлана Александровна более 50 лет. «Таких уже давно отправляют на пенсию, - рассуждает она. - И многие с удовольствием уходят от педагогических проблем». Но покидать работу она не собирается.

Мы поздравили Светлану Александровну с предстоящим днём учителя (5 октября. - Ред.) и поговорили о насущных проблемах образования.

- Светлана Александровна, как получилось, что вы стали преподавателем?

- Преподавательский путь в определенной степени был предсказуем: повлияла соломбальская школа № 50 во главе с директором Клавдием Николаевичем Варфоломеевым и прекрасными учителями - от примера учителя ведь зависит отношение к этой профессии. И во-вторых, моему желанию стать журналистом (для этого нужно было уехать из Архангельска) помешали домашние обстоятельства. Поэтому документы были поданы на историко-филологический факультет Архангельского педагогического института.

А свой первый урок я провела в родной школе, где продолжила вести драматический кружок, который вела ещё с 9 класса, а потом мне предложили вести уроки детской литературы в классе с производственным обучением.

Уважение к учителю

- Современный учитель - уважаем ли он так, как это было раньше?

- Сейчас система образования стала позиционироваться как «система услуг». Стало меняться отношение к учителю и преподавателю. Часто он перестает быть личностью и становится «штатной единицей», которую легко сократить, передвинуть на новый участок работы. Я уже не говорю об одной из острейших проблем - заработной плате и нагрузке. Школьный учитель уже практически не может работать только на одну ставку. А вузовскому преподавателю нагрузка определяется от 700 до 900 часов из 1440, в оставшейся части которых идёт подготовка к занятиям, научные исследования, вне­аудиторная работа со студентами, самообразование.

Конечно, у многих уважительное отношение к учителю - мы отмечаем «День учителя» как праздник, с которым я, пользуясь случаем, поздравляю всех коллег. Бывают слёзы при расставании со своими учениками. Но у современных учителей есть огромный скептицизм и прагматизм. Есть нечто неуловимое в том, что происходит в наших образовательных учреждениях: волюнтаризм руководителей, всех захлестывает бумажная отчетность, меняются отношения с родителями, требующими тех самых «услуг» или, наоборот, почти устранившимися от ответственности за воспитание своего ребенка. При отсутствии системы распределения мы испытываем дефицит педагогических кадров, идет старение учительских коллективов. С другой стороны, стремясь привлекать молодые кадры, мы не сформировали достойного образа жизни для учителя или преподавателя вуза, ушедшего на пенсию.

С новыми технологиями учёба идёт быстрее, но глубже ли от этого знания? Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

- Какие условия, на ваш взгляд, необходимы для подготовки специалистов?

- Это условие формирования особой образовательной среды, «ауры», в которой оказывается студент. Это разработка учебных планов и программ, базирующаяся на научном подходе и отражающая фундаментальное развитие науки, а не на технологических изменениях красиво звучащих названий. Например, «академическое чтение» вместо «истории литературы» или «филологии». Это и обращенность к новым технологиям, в том числе и с использованием компьютеров, возможностей Интернета, но не подмена глубокого научного освоения быстротой получения информации.

«СМЕНА ВЫВЕСКИ»

- Сегодня много говорят об инновациях в образовании. Как вы к ним относитесь?

- Хорошо, если они оправданы. Но если за этим стоит только звонкое название - зачем это? Меня просто поражает, когда я слышу: «Мы должны готовить компетентных специалистов». Простите, а те специалисты, что работали тридцать, пятьдесят, сто лет назад, не были компетентными? А утверждение, что главная задача - качественная подготовка выпускника… А разве может быть иначе? Что-то менять надо внимательно и обоснованно. А у нас очень часто - это «смена вывески» или непродуманность изменений.

Например, в этом году в САФУ появилось «Liberal Arts» - либеральное образование, которое мы пытаемся копировать у факультета свободных искусств СПбГУ. А ведь фактически это во многом то самое гуманитарное образование, что было уже опробовано в ПГУ.

Еще пример: соединили в один институт бывшие Институт химии и химических технологий и Институт естественных наук, пытаясь оптимизировать управление. Но при этом мы теряем самобытность и самостоятельность этих подразделений.

На  факультете физического воспитания среди прочего готовили преподавателей начального военного обучения. Думаю, что была большая ошибка - отказаться от таких специалистов в школе. Считаю, что школы испытали не только отсутствие специалистов данного профиля, но и сокращение  «мужского присутствия», которое сейчас так необходимо в школе при усложняющейся международной обстановке.

- Будет ли САФУ конкурентноспособно в связи с задуманным открытием университета в Мурманске?

- Там речь не идёт о федеральном университете. И вообще речь не столько о конкуренции, сколько, вероятно, о рейтинге вузов. Жаль, что мы начинаем сдавать некоторые позиции. Но полагаю, что потенциал САФУ с опорой на традиции тех вузов, что составили федеральный университет, далеко не исчерпан. Мы можем и должны быть конкурентоспособными.

 Досье

Светлана Александровна КОВАЛЬ. Окончила Архангельский государственный педагогический институт. Учительский стаж 18 лет в школах № 50, 43, 14 г. Архангельска. 8 лет комсомольской работы (в том числе вторым секретарём Архангельского  горкома комсомола, секретарём по работе с учащейся молодежью обкома комсомола). Создатель Педагогической мастерской (в дальнейшем - гуманитарного факультета) в Поморском государственном университете. Экс-декан факультета физической культуры. Экс-советник ректора. Кандидат педагогических наук, доцент.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах