Примерное время чтения: 7 минут
211

В Архангельске набирает популярность «Виниловый джаз»

Фото из личного архива Максима Кипкаева / АиФ-Архангельск

В последние годы любовь к музыке на виниловых пластинках разгорелась с новой силой. В нашем городе даже появился очень необычный проект «Виниловый джаз». Чтобы узнать о нём побольше мы встретились с его создателем – Максимом Кипкаевым.

Чувствовать публику

– Максим, расскажите, как возник проект «Виниловый джаз»?
 
– Сам проект появился около двух лет назад. Изначально мы с Тимом Дорофеевым начали сотрудничать на его фестивале «Дни джаза в Архангельске». Он позвал меня крутить пластинки в холле перед концертами и в антрактах. Получается, я встречал всех, кто пришёл на концерт виниловой музыкой. После этого Тим предложил мне делать этот проект раз в неделю у него в клубе.

Изначально я просто ставил музыку. Но после к Тиму и ко мне подходили люди и интересовались какие исполнители звучали в этот вечер, и наверное спустя год я стал общаться со зрителями. Теперь я обязательно рассказываю интересные истории о пластинках, которые я ставлю и о музыкантах, которых даю послушать. Получается очень интересное живое общение.
 
– Ваш «Виниловый джаз» – это каждый раз разная программа? Как вы подбираете то, что будете играть?
 
– Это всегда некий экспромт, наверное. Конечно, я всегда готовлюсь заранее, но при этом беру с собой раза в три, в четыре больше пластинок, чем нужно. Нужно смотреть на публику и понимать, что им сейчас интересно. Возможно, им не хочется слушать то, что ты приготовил и тогда планы меняются на ходу. Мне всегда важен контакт с залом и обратная связь.
 
– А откуда у вас изначально взялся интерес к джазу на виниловых пластинках?
 
– Пластинки я начал собирать лет десять назад. Сегодня в моей коллекции около пяти-семи тысяч пластинок, честно, не пересчитывал.

Правда, изначально на пластинках я слушал не джаз. Я тогда был в тусовке бибоев, сейчас она обрела лаконичное название - брейкинг. И в этой среде была очень развита история с коллекционированием винила и с диджеями, играющими на пластинках. Тогда я начал собирать диско и диско-фанк. Естественно, что с возрастом наш вкус меняется. Постепенно я начал больше слушать соул. И от этой музыки я плавно перешёл к джазу. Мне стал очень интересен факт изучения советской музыкальной сцены. Это очень интересно, ведь у нас в городе проходит джазовый фестиваль, на который приезжают музыканты, которые издавались ещё в конце 60-х, 70-х и 80-х на фирме «Мелодия». А значит, можно с ними пообщаться вживую и попросить подписать пластинку.

Вообще нужно понимать, что любители музыки делятся на меломанов и на аудиофилов. Меломаны – это те, кто не просто слушает музыку, а изучает её историю. Аудиофилы не столько интересуются историей. Им важен звук. Я же стараюсь находится где-то посередине между этими категориями. Мне кажется, именно так рождается понимание процесса.
 
– Почему в нашем северном Архангельске сформировался такой сильный интерес к джазу?
 
– У нас же очень большая история, которая является в большинстве своём наследием деятельности Владимира Резицкого – руководителя джаз-группы «Архангельск». Благодаря ему мы и имеем такую великую джазовую историю, а отсюда и интерес к этой музыке. Наш джазовый фестиваль – второй по старшинству подобный фестиваль в России. А наш город известен среди джазовых музыкантов всего мира.

Моменты истории

– Вообще в последние годы всё больше людей коллекционируют. Откуда эта тяга, ведь было время, когда казалось, что пластинки ушли в прошлое?
 
– Давайте вспомним музыкальную историю. Ее можно разбить на несколько этапов: сначала были граммофоны, после появились патефоны, но качество записи и возможности воспроизведения оставляли желать лучшего, потом появилась магнитная звукозапись и известные многим бобины и кассеты. Следующим серьёзным этапом стало появление компакт дисков, дальше настала эра цифровой звукозаписи и сейчас мы имеем уже музыку, хранящуюся где-то в облаке и требующую только доступ к интернету.

Виниловые пластинки примерно с середины прошлого века обрели известный нам на сегодня вид и до сих пор существуют.

Сам носитель был распространён во всём мире и был самым простым способом получения музыки. Моряки привозили пластинки в Россию из зарубежных стран.
Но потом появились CD-диски и это было удобнее и компактнее. Только вот получается, что технический прогресс принёс ухудшение качества звука. Ведь в формате mp3 происходит сжатие и потеря качества. Конечно, сейчас всё стремится к упрощению. А винил, это достаточно непростое и дорогое увлечение. Но зато мы можем услышать более интересный звук, который, как мне кажется, более близок к живому выступлению артистов.

И, несмотря на сложности и дороговизну, во всём мире сейчас наблюдается интерес к винилу. Но у каждого коллекционера своя причина, почему он этим решил заниматься. Кто-то ищет качественный звук, а кто-то стремится украсить интерьер.

Плюс сейчас стало появляться много независимых лейблов. И теперь любой желающий может издать свою пластинку. Это тоже подстёгивает интерес к винилу.

Когда же у меня просят совета, какое оборудование купить, я всегда советую походить в гости к знакомым, у которых есть проигрыватели и послушать, чтобы выбрать то, что нравится вам. И, конечно, важно ответить самому себе на вопрос, для чего вам это нужно? Что вы хотите получить от этого увлечения?
 
– Наверное, музыка на виниле предполагает свою эстетику прослушивания? Это же совсем не то же самое, если ты просто загрузишь музыку в телефон и включишь её в наушниках?
 
– Действительно, здесь немножко другая философия. Чтобы её понять, нужно вспомнить историю и то, как раньше люди слушали музыку. Раньше это был целый ритуал. Люди заканчивали свои дела, садились в удобное кресло, наливали себе чай, кофе и слушали музыку. Это было вдумчивое прослушивание. А сейчас музыка стала фоном благодаря всем нашим облачным сервисам. Мы можем, скажем, мыть посуду и слушать музыку, пока мы идём, пока готовим или бегаем. Человек не задумывается над тем, что слушает и не анализирует. Единственное, что сегодня осталось вдумчивое – это прослушивание исполнителей на концертах.

А для того, чтобы послушать винил, надо иметь дома целую музыкальную систему и сами пластинки. И тут, скорее всего, человек выделит для этого всего специальное место, чтобы слушать и наслаждаться.

Плюс винил – это возможность фактически потрогать музыку. Вместе с платинкой вы получается конверт с интересным оформлением, иногда буклет, которые можно полистать, почитать информацию, написанную в нём. Вообще оформление пластинок – это тоже целый отдельный мир. Её задача выделиться, привлечь внимание, сделать так, чтобы человек, пришедший в музыкальный магазин, купил именно эту пластинку. Есть пластинки, где оформлению уделено очень большое внимание. Такие экземпляры очень приятно иметь в коллекции.

Расширять кругозор

– Насколько сложно искать виниловые пластинки? Как вы вообще узнаёте про те редкие записи, которые хотите получить в свою коллекцию?
 
– Интернет – это серьёзное подспорье в этом вопросе. Если использовать его, как источник информации, то можно найти очень многое.

Кроме того, в Архангельске есть библиотека им. Добролюбова, у которой просто отличное собрание винила. Там очень много классической музыки, но есть и джаз, в том числе очень интересные экземпляры. Всегда можно выделить время, прийти туда и изучить то, что там есть.

При этом я стараюсь не ограничиваться одним жанром, я стараюсь всегда расширять свой кругозор.

Сейчас, например, мне очень интересно изучать советское наследие, музыку, которая издавалась в бывших советских республиках. Мне очень интересно знакомиться с произведениями того времени и сравнивать музыку, которое в один временной период издавалась в разных уголках нашей огромной страны.

К сожалению, в поисках иногда ограничивают не столько трудности в нахождении, сколько дороговизна. Просто, чем больше ты увлекаешься коллекционированием, тем более редкие экземпляры тебе хочется найти. А их цена, зачастую, очень высока.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах