27 октября в 19:00 в Архангельском театре драмы при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится премьера спектакля Вениамина Смехова «Пушкин». Над постановкой работает неожиданная и яркая актерская команда: звезды российской сцены, поэты, музыканты, композиторы и артисты театра и кино. Впервые вместе.
Спектакль по жанру – необычный творческий и психологический эксперимент. Вынесем за скобки все штампы обязательной школьной программы: каким бы мы увидели Пушкина? Кем бы мог стать для нас Александр Сергеевич, если бы мы позволили ему сойти с векового пьедестала?
О работе над спектаклем и своем Пушкине – на сцене и в жизни – рассказывает актриса проекта, рок-звезда, поэт и музыкант Светлана СУРГАНОВА.
- Светлана, для Вас, как для рок-музыканта, композитора, поэта, театральный проект – это особый многослойный опыт? Поделитесь, пожалуйста, Вашими впечатлениями о работе над спектаклем. Как Вам команда?
- Потрясающая команда, и играть в ней для меня большая честь. Наверное, не только рок-музыкант, а любой человек умер бы от счастья, оказавшись на одной сцене с Вениамином Смеховым, Алексеем Кортневым, очаровательной Анной Гелер, потрясающим актером Дмитрием Высоцким и замечательным пианистом Сергеем Чекрыжовым. Увидев у себя на почте предложение, я согласилась «с первого взгляда»! Но, скажу честно, поначалу я робела и категорически отказывалась петь несвойственные мне романсы и оперные партии. Весь мой предыдущий театральный опыт казался мне более понятным, да и укладывается он в несколько работ: спектакль «Плавание» Ильи Мащицкого, «Моя счастливая жизнь» при участии Светланы Ивановны Иванниковой, мой авторский спектакль «ОтношениЯ» и поэтический проект «В начале было СЛОВО», которые мы воплотили совместно с Кирой Левиной. А в спектакле «Пушкин» я должна была делать совершенно нетипичные для себя вещи. Никогда бы не подумала, что буду исполнять партию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» (и не одну) или петь романс Чайковского на стихи Пушкина… Но разве можно отказать Смехову? Только Вениамин Борисович смог меня убедить, что я со всем с этим справлюсь.
- Великая русская литература богата на пророков: есть Лермонтов, Достоевский, Толстой… Но у Вас именно Пушкин. Когда и как Вы познакомились с Александром Сергеевичем? Чей Пушкин Вам ближе?
- Если говорить об истоках, с чего для меня лично началось знакомство с Александром Сергеевичем, то, как и для многих других, – с его замечательных сказок: «О рыбаке и рыбке», «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о попе и работнике его Балде». Потом чуть позже в мое сознание Пушкин пришел вместе с прекрасным учителем, просветителем, искусствоведом Михаилом Семеновичем Казиником, который в своих лекциях так эмоционально и широко рассказывал о пушкинских «Маленьких трагедиях».
Есть еще старый советский фильм «Юность поэта», снятый буквально накануне войны: в ролях там играли московские и ленинградские школьники. Юного Пушкина изумительно сыграл Валя Литовский, который погиб в 41-м. Мне кажется, они были очень похожи. Фильм произвел на меня сильное впечатление, и может быть, поэтому мой Пушкин так и остался – юным, дерзким, легким… А потом были две замечательные книги (конечно, книг было гораздо больше, но хочу сказать про эти две): Юрий Лотман «Пушкин» и Ариадна Тыркова-Вильямс «Пушкин. В двух томах». В одной – невероятная исследовательская глубина, а в другой – любовь, искренность и тоска по родине, по русскому языку, по русской литературе буквально в каждой строке – автор писала свой двухтомник на протяжении многих лет, из эмиграции.
- В Центре Петербурга Вы недавно открыли арт-пространство ПушкинРядом. Почему такое название?
- С этим пространством вышла удивительная история. Правду говорят: как лодку назовешь, так она и поплывет. Несколько лет назад у нас возникла идея как-то расширить нашу старую студию, или, может быть, построить новую, большей площадью. Приглянулась коммуналка на канале Грибоедова. И именно в тот день, когда я шла смотреть это помещение, на одном из фасадов (конкретно по адресу Грибоедова, 174) мне на глаза попалась мемориальная доска: на ней было написано, что здесь, в этом доме, с 1816 по 1818 год жил А.С. Пушкин. Коммуналка мне в итоге понравилась, но главным аргументом «за» стала именно эта мемориальная доска. Тут же родилось название нового арт-пространства – ПушкинРядом. Ну, а дальше Пушкин стал меня «преследовать». Наверное, ему была симпатична идея, что он – с нами рядом, а еще он искренне обрадовался тому, что его помнят, любят и чтут… Таков мой Пушкин, сами видите, свободный и озорной. Мне стали приходить предложения, связанные с Александром Сергеевичем, и одно из самых ярких – участие в спектакле «Пушкин».
- Значит, ПушкинРядом открылся? Знаем, что там уже идут благотворительные концерты...
- Официального открытия еще не было: мы планируем его на середину ноября, а пока да – работаем в тестовом режиме. Так сложилось, что очень надо было помочь близким друзьям собрать деньги на лечение детей. Это прекрасная семья Ботвиных – Игорь и Катя, наши виолончелист и скрипачка. У них трое детей, и у двух мальчиков серьезный диагноз. Мы провели онлайн марафон – откликнулись более 30 прекрасных музыкантов, играли разную музыку. Все это мы транслировали, многие номера можно увидеть на YouTube-канале ПушкинРядом. К сожалению, всю сумму мы не собрали, но и то, что есть, в любом случае, оказалось хорошим материальным подспорьем для ребят. Второй благотворительный марафон мы провели в поддержку моего близкого друга, врача-травматолога Александра Петрова, который несколько лет борется с онкологическим заболеванием крови. В общем, получается, что уже до официального открытия светлое имя Александра Сергеевича творит светлые дела.
Сейчас в этом же пространстве записывает свой новый альбом коллектив «Сурганова и оркестр». Это действительно небольшое, но очень ресурсное место, и мы покажем все его возможности: идея открытия уже родилась. В дальнейшем, я очень надеюсь, здесь будут проходить встречи с творческими людьми, мастер-классы, антрепризы, спектакли, кинопоказы, концерты, ну и, конечно, пространство будет работать как музыкальная студия звукозаписи.
- Чьими голосами Вы говорите в проекте «Пушкин»? И что этим спектаклем Вам хотелось бы донести до зрителя? В чем смысл, идея и сила?
- В проекте «Пушкин» я говорю и голосом Татьяны, и словами Марины Ивановны Цветаевой, и своим собственным голосом, потому что Вениамин Борисович предложил мне исполнить нашу репертуарную песню, которую когда-то я написала на стихи Николая Гумилева – «Я знаю женщину: молчанье…».
О чем хочется поговорить со зрителем? Напомнить нам всем о том, какие мы везучие, что родились в России, что мы русские люди и нашим соотечественником был Александр Сергеевич Пушкин. Это величайшая личность, не только как поэт, но и как историограф, как гражданин, как человек со своим, выверенным (!) кодексом чести, с потрясающей работоспособностью, с великолепной памятью, с невероятно легким характером, примерный семьянин, почитатель прекрасной половины человечества – такая многогранность и широта, и такая творческая мощь… Не знаю, кого еще можно поставить в один ряд с ним без особого отрыва от него. И нам следует этим «духовным» родством гордиться. Нам следует помнить и изучать Пушкина, потому что это – клондайк, неисчерпаемый кладезь трудов, информации, отдохновения и вдохновения. И поводов обращаться к нему и учиться у него – у нас миллион: любить и беречь свою родину, тех, кто рядом, свой народ и другие народы, о которых с такой душой, с таким талантом и любовью рассказывал Александр Сергеевич. Так что, русские люди, давайте не подведем и будем соответствовать.
- Какому зрителю Вы всегда рады и чего ждете от встречи с Архангельском?
- Я очень люблю заинтересованного, живого, эмоционального, неравнодушного зрителя, который всегда со-участник того, что происходит на сцене. И именно все эти качества я могу адресовать архангелогородцам. Мы были в этом городе неоднократно с концертами. Здесь удивительная публика – очень вдумчивая и при этом открытая и доброжелательная, с чувством собственного достоинства и очень отзывчивая, тепло настроенная. Я в приятном предвкушении.
Спектакль «Пушкин» состоится при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации на сцене Архангельского театра драмы только один вечер, 27 октября.