Примерное время чтения: 9 минут
332

Почему личность и творчество Фёдора Абрамова до сих пор «цепляют»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. «АиФ в Архангельске» №32 06/08/2020

Московский режиссёр Теймураз Эсадзе уже не первый раз приезжает снимать кино в Архангельскую область. «Это будет третий мой фильм, так или иначе связанный с Абрамовым», - говорит он. 
Режиссёр рассказал нам о главной идее своего будущего фильма «Поездка в прошлое» - съёмки начались в селе Веркола Пинежского района, поделился своими размышлениями о Русском Севере и о том, что же всё-таки нужно ЧЕЛОВЕКУ? 

«Мама подсунула «Пряслиных»

- Какие у вас отношения с нашим городом? Вы ведь сняли уже несколько фильмов на просторах Севера. 

 

- Это будет третий мой фильм, так или иначе связанный с Абрамовым, но если говорить о картинах, снимавшихся на Севере, то картина  - пятая. Первый фильм «Лесная царевна» - моя дебютная работа - практически весь был снят в Архангельске и Онеге. Далее была документальная картина «Я могу говорить», её я тоже частично снимал в Архангельске. Потом был Абрамов, «Две зимы и три лета», а в прошлом году летом снимали «В поисках Абрамова», теперь вот работаем над фильмом, который будет называться «Поездка в прошлое».

- Откуда такой интерес к писателю Фёдору Абрамову? 

- Первое моё обращение к нему случилось ещё в школе. Я учился в старших классах, и мне моя мама подсунула, как сейчас помню, большущий коричневый том «Пряслиных». Вот тогда я первый раз прочитал, но мало что понял. Знаете, в советское время снимали достаточно много фильмов о деревне, и там всё сразу было понятно: кто хороший, кто плохой. Читая Абрамова и не зная ничего ни про историю создания романа, ни про писателя, я чувствовал, что это было ни на что не похоже. Что он другой. Другая деревня, другое осмысление, раскрытие русской жизни совершенно с иной стороны. Потом, когда я учился в Школе-студии МХАТ, я попал на спектакль Додина «Братья и сёстры». И в голове у меня не соединилось увиденное с тем, что я сам прочитал в книге 10 лет назад. Спектакль был глубоко антисталинский. И в этом, с моей точки зрения, была главная неправда, хотя бы потому, что Абрамов ничего подобного просто не писал, создав историю гораздо более сложную - историю о людях. Собственно, с этого всё и началось: размышление на тему того, что неплохо было бы рассказать об этом так, как оно написано, а не так, как представлено. 

- «Поездка в прошлое» - что это будет?

- Это художественно-публицистическая картина, то есть не совсем документальное кино, потому что там будет актёр Дмитрий Шевченко. Он сыграет, фактически без грима, самого Фёдора Александровича. А всё остальное, что будет в кадре, - наша с вами жизнь и та жизнь, которую прожил Абрамов. Мы попытаемся рассказать о нём правду. Я считаю, что в чисто человеческом плане Абрамов - это маяк. Человек, который сделал себя сам. Его мысли по-прежнему актуальны. 

- Фёдор Абрамов служил в НКВД. Нужно ли разделять творчество писателя и его биографию? 

- Обычно я стараюсь уходить от ответа, но сейчас я не уйду. Многие из тех, кто сейчас находится у власти, когда-то работали в спецслужбах, но никогда этого не скрывали и не скрывают. Это ведь не работа со знаком «плюс» или «минус». Это просто работа, как и всякая другая. Однако, что касается Абрамова, в отличие от этих людей, он не служил в органах в мирное время. Там совершенно другая история. Дело в том, что Абрамов вообще-то ушёл служить на фронт добровольцем, причём ушёл на один из самых страшных фронтов, на Ленинградский. А этот фронт известен тем, что до 1945 года фактически не менял своей дислокации. Фёдор Александрович отправляется туда, очень быстро получает сначала одно ранение, а потом второе. Мне рассказывали очевидцы, что после второго ранения у Абрамова чуть не полноги не было. С такими ранениями служить нельзя, но этот человек не демобилизуется, он рвётся воевать. Не годен к строевой - пошёл в следователи. У нас как принято? Вспомните, когда Пушкина убили, что первое обсуждать начали? Его семейную жизнь. Пошлость супружеской неверности, из чего быстро сделали вывод, что он такой же, как все. Нет, не такой же, как все. История с Абрамовым примерно того же порядка. Повторяю, его движение в сторону Смерша вовсе не было связано с его потенциальной кровожадностью. Это была совершенно другая история.

«И Москву критикую»

- Почему в последнее время появился такой большой интерес к Фёдору Абрамову? Снимают фильмы, ставят спектакли, у нас даже аэропорт его именем назван.

- Я считаю, что его наоборот «замалчивают». Потому что он - острый человек, острый писатель. И всё его творчество касается сегодняшнего дня. Точно так же постепенно вытравливается из нашей духовной жизни Распутин, а с Астафьевым у меня вообще ощущение, будто его и не было. Классическая формула «забвения». Поэтому я всем эти занимаюсь. Потому, что нельзя без Абрамова, без Астафьева, без Белова, без других наших выдающихся писателей, которые сегодня вычеркнуты из контекста.

- Туристы, посещая Архангельскую область, часто потом в соцсетях выкладывают негативные «посты: заброшенные деревни, разваленные достопримечательности. Нам это не нравится, мы здесь живём. Кстати, и ваш Фейсбук - не исключение. Критиковать - легче всего, вам так не кажется? 

- На Север я попал впервые в 2003 году, и он меня потряс. Конечно, в жизненном укладе уже тогда были некоторые сдвиги, но они не были катастрофическими. Веркола все ещё была Верколой, а уж о Явзоре, Острове, Городецке и разговора нет, они были абсолютно аутентичными. Но вот прошло 17 лет, и я вижу развал. И как мне на это реагировать? Мы не можем говорить: «это моё, это твоё, мол, давай дуй в свою Москву, вещай там...» Я и вещаю. Я и по поводу Москвы говорю то же самое, что у нас с центральной частью города чудовищная ситуация с моей точки зрения: достаточно Манежной площади и Зарядья. Но здесь мы говорим о том, что происходит на Севере. Мы почему-то считаем, что вот там - где-то за границей это да,  это надо беречь, а вот здесь «ой да бог с ним, ничего страшного!». Ребята, нет, это не «ничего страшного». Можно сколько угодно кричать о патриотизме, но вот в этом-то, в сохранении традиций, и есть главный патриотизм. Не во всей этой клюкве, а в сохранении того, у чего есть судьба, что показало способность к выживанию. Наша деревня, наша культура пережила всё, но текущую модернизацию пережить не смогла. Вот здесь мы все благополучно и сдулись. 

БУДЕТ ВСЁ!

- Поговорим ещё о вашем новом фильме. Будут ли задействованы в съёмках местные жители?

- Я надеюсь, что поснимаю людей, которые мне чуть-чуть расскажут об Абрамове, о своём отношении к этому писателю, - и непременно честно. У меня есть подозрение, что разговор этот будет вовсе не простым, не однозначным. Я думаю, там будет ВСЁ. 

- А что будет использоваться для съёмок? Какой реквизит, локации? Если будут задействованы избы/ дома, в которых проживают люди? 

- Совершенно точно я могу сказать, что постараюсь максимально реконструировать внутреннюю жизнь писателя. Внешняя сторона меня волнует гораздо в меньшей степени. Меня волнуют мотивы поступков Абрамова, его суждений, острых высказываний. К тому же хочется справедливости. Ведь сейчас из него лепят чуть ли не антикоммуниста. Он не был антикоммунистом, он был большевиком. 

- Жизненный вопрос: после жёсткой самоизоляции, в которой мы все были, поменялось всё. И мировоззрение, и привычки, у кого -то даже круг общения. Что ушло, на ваш взгляд, безвозвратно, а что осталось? 

- Многое мы потеряли уже давно. Мы ведь «все такие индивидуалисты, ни на кого не похожи». Однако мне кажется, что сейчас личной зависимости и «стадности» стало больше, чем даже было в СССР. Прежде всего имею в виду зависимость от чужого мнения, от моды. Такое чувство, что человек окончательно перестал думать. Нам всем просто не хватает ума. Потому, что всё, что сейчас происходит вокруг, требует постоянного самостоятельного анализа. Никого не слушать, только себя. Это не значит, что нужно стать эгоистом, снобом, никого не принимающим в расчёт, я не об этом. Я говорю, что надо включать разум. Я очень долго думал над этой абрамовской фразой «будить в человеке Человека». Если её понимать как педагогическую, мол, «я должен в ком-то будить Человека», она выглядит пошловато. И это не масштаб писателя Абрамова. А что если её приложить к себе, не к кому-то, а к себе - убеждён: Абрамов именно себе это говорил, как Чехов, как известно, ежедневно выдавливавший из себя раба. В себе необходимо ежедневно будить человека. Нам не хватает ЧЕЛОВЕКА. 

Фото из группы ВКонтакте  «Гостевой Дом в Пекашино»

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах