Примерное время чтения: 9 минут
1249

«Светлый и высокий»: внутри строящегося Архангельского кафедрального собора

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14. «АиФ в Архангельске» №14 04/04/2018
Юрий Скородумов / АиФ

Кафедральный собор Архистратига Божия Михаила начали возводить ещё в 2008 году, но, когда именно работы будут окончены, точно не может сказать никто.

Пока горожане видят собор только снаружи. А что будет внутри? И кто придумал оформление главного храма Поморья? Об этом «АиФ» рассказал главный архитектор собора Дмитрий ЯСКОРСКИЙ.

Не как Исаакиевский

Издалека может показаться, что собор уже достроен - высокие белые стены и золотые купола установлены ещё несколько лет назад. Но внутри, куда мы зашли вместе с архитектором, ещё много работы: некоторые стены стоят «голые», внутри главного храма - множество строительных лесов, доносится шум работы.

Фото: АиФ

«В храмовом зодчестве есть разные школы, - рассказывает Дмитрий Станиславович. - И при подготовке проекта нашего собора встал вопрос - в каком стиле его делать, каким он будет? Был вариант сделать собор в классическом стиле послевоенного периода Отечественной войны 1812 года - как Исаакиевский собор или Казанский. Но много ли в такой архитектуре русского? Да почти ничего. Эти храмы - наша гордость, но в то же время легко представить, что они стоят в Риме или Неаполе, да где угодно. И в этом плане меня подтолкнули к решению архангельские храмы, которые строились здесь в конце 19 века, их уже практически не осталось. В итоге собор было решено сделать в русском стиле с применением классицизма».

Пространство здесь, по словам Яскорского, не очень понимаемое - кажется, что арка между алтарём и средней частью верхнего храма не такие уж и высокие, но на самом деле они в высоту пятиэтажного дома. «От купола до пола - 40 метров, то есть сюда свободно помещается 14-этажный дом», - констатирует он.

Сейчас в главном храме монтируются леса, которые должны быть подняты под самый купол. Вначале иконописцы должны будут расписать купольный барабан, затем к его основанию прикрепят большую люстру: хорос. После этого леса будут постепенно опускать вниз, чтобы ещё раз внимательно проверить геометрию стен и убрать все неровности. И только потом храм продолжат расписывать.

Фото: АиФ/ Юрий Скородумов

«Ссылали всю страну»

Фото: АиФ/ Юрий Скородумов

«Когда стены храма украсят росписью - трудно сказать, но когда-то она появится», - говорит Дмитрий Станиславович. Но над главным входом уже повесили барельеф с образом  Спаса Нерукотворного. Сделал его известный в Архангельске художник и скульптор Сергей Сюхин. «Сергей Никандрович - один из немногих воцерковлённых художников, который имеет и опыт, и знания, и возможности для участия в оформлении собора, - рассказывает Дмитрий Станиславович. - Ему доверена важная часть - это оформление главных врат. На них он должен будет выполнить другой авторский барельеф - с 12-ю отобранными святыми, включая местночтимых».

Если подойти к Собору близко, то видно, что стены его облицованы белым мрамором. На вопрос, останется ли Собор белокаменным, Яскорский ответил положительно. «Белый цвет всегда был символом чистоты, и внутренняя часть убранства тоже будет светлой, - объясняет он. - А росписи уже внутри храма появятся позже, причём алтари и престолы будут посвящены разным святым. Каким именно, пока не могу сказать, это решение будет принимать Архангельская епархия. Каждый престол будет освящаться в честь того или иного святого, а центральный собор будет посвящён нашему небесному покровителю - Архистратигу архангелу Михаилу».

Уже известно, что на своде купола будет помещён образ Иисуса Христа, а ниже - изображения 12-ти апостолов. На четырёх лопатках собора (которые ведут к куполу. - Ред.) будут нарисованы четыре апостола-евангелиста. Иконостас планируется не самый высокий, но зато изображения будут очень крупные: все лики и образы можно будет увидеть и узнать. Отдельное место найдётся и для местночтимых святых - начиная с соловецких преподобных и заканчивая новомучениками. «Очень много людей сложило головы за свою веру во времена сталинских репрессий, - объясняет Дмитрий Станиславович. - Сюда, на Север, ссылали всю страну: например, в период с 1935-го по 37-й год население Архангельска с 120-ти тысяч увеличилось до 270-ти! Поэтому я очень надеюсь, что одна из стен в верхнем храме будет посвящена новомученикам Русского Севера».

Фото: Из личного архива/ Александр Мосин

Автограф Патриарха

Дмитрий Яскорский показывает все будущие удобства собора: например, температуру в помещении будет поддерживать вентиляция с подачей тёплого воздуха. Для инвалидов здесь готовят большой лифт, куда может вместиться до 4-х колясочников зараз. Для семей с детьми - отдельные удобные комнаты, куда они могут уединиться, чтобы не мешать соседям по молитве, если ребёнок начинает капризничать. Строительный забор вокруг собора будет демонтирован. После здесь поставят невысокий заборчик - ограждение будет носить символический характер, чтобы на территорию не забегали собаки.

Кроме верхнего храма в соборе есть и повседневный, поменьше, расположенный на первом этаже. Здесь стены уже отделаны светлым камнем. Трибуны по бокам зала - это зоны для размещения телевизионных служб: журналисты смогут снимать с хорошего ракурса, не мешая при этом прихожанам. Рядом располагается третий храм - крестильный. Это небольшое помещение с крестовой купелью посередине. «Мы идём в ногу со временем, - показывает архитектор. - Здесь очень мощная система вентиляции - система подачи воздуха и вытяжки, чтобы влажный воздух уходил, не вредя стенам».

К какому сроку будет достроен собор - неизвестно, так как все работы проходят на пожертвования, а значит, и чёткого графика строительства нет. Внутри, кстати, видно, что собор действительно строится «всем миром». «Многие стены у нас имеют подписи людей, которые вложили в строительство свои средства (в начале строительства собора проходила акция «Купи свой кирпич», когда каждый пожертвовавший на собор мог оставить и свою подпись на стройматериалах. - Ред.). И конечно, здесь есть подписи тех, кто благословлял это строительство - обоих наших владык и патриарха Кирилла, - показывает Дмитрий Станиславович. - Но поверх кирпичей затем пойдёт облицовка, и где они окажутся потом, не будет видно. Но это не страшно - ведь все стены храма и каждый кирпич имеют для нас сакральное значение».

Досье

Дмитрий Станиславович Яскорский родился в городе Кировобаде. Окончил архитектурный факультет Волгоградского  инженерно-строительного института, в 1984 году приехал по распределению в Архангельск и остался здесь жить и работать. Работал главным художником Архангельска, затем – главным архитектором города, а с 2000 года - главным архитектором области. Сейчас - главный архитектор Архангельского кафедрального собора.

Фото: АиФ
Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах