Совсем недавно после многолетнего капитального ремонта открылся Архангельский Театр кукол. На прошлой неделе он распахнул свои двери для первых зрителей.
О том, как изменился любимый для многих поколений архангелогородцев дом, мы поговорили с директором театра Владимиром Морозовым.
Софиты и кресла-трансформеры
- Владимир Михайлович, всё ли получилось так, как вы хотели?
- В принципе, да. В театре стало просторнее, больше площади, больше мест и для зрителей, и для артистов. Помещения для цехов - новые, появилось у нас и новое оборудование. Ещё идёт процесс и наладки, и обучения, это не так просто, но мы двигаемся вперёд. Пока не решена проблема с музеем, комнатой кукол. В старом здании комната кукол пользовалась большой популярностью у детей, мы проводили там экскурсии, занятия, а сейчас пока нет времени этим заниматься. Точно так же нет времени заняться литературно-театральной гостиной, она пока не оформлена. Сейчас мы активно готовимся к началу сезона, очень напряжённо работаем. Репетиции идут во всех залах: и в большом, и в малом, и в репетиционном, и даже в фойе. Думаем и над тем, как оформить фойе. У нас же был театр-дом - естественно, и оформление было более камерное. Сейчас здание большое, площади большие, оформление должно быть другое, кроме того, нам нужно придерживаться заданного тона. Так что всё постепенно делаем.
- Какие в театре появились новшества, удобные и маленьким, и взрослым зрителям?
- Ну, во-первых, это кресла. Зрителям будет удобно в новых креслах-трансформерах, которые предназначены в одной позиции - для взрослого человека, а если приподнять сиденье, то на нём может сидеть ребёнок. Во-вторых, это просторные зрительные залы, и большой, и малый. Большой зал - на 208 мест, малый - на 122 места, гардероб на цокольном этаже тоже большой, в ближайшее время откроется буфет. Есть и технические новинки, софиты например, у нас их не было. В малом зале у нас появился поворотный круг, в дальнейшем мы будем его использовать в спектаклях. А в большом зале у нас есть подъёмно-опускная площадка, и мы уже её приспосабливаем к будущему спектаклю. Художник и режиссёр начинают работать над «Золушкой», которую мы готовим к Новому году.
- Раньше было сложно купить билеты на спектакли, как сейчас с этим обстоят дела? Продаются ли электронные билеты?
- У нас уже больше года действует электронная продажа билетов. Это большое удобство для зрителей. Продажа билетов сейчас идёт очень активно, надеемся, что на все спектакли у нас будут аншлаги. Как правило, мы начинаем продажу билетов за месяц до спектакля, но скоро начнём запускать не только на ноябрь, но и на декабрь, на новогодние спектакли.
«Трём поросятам» - 45!
- А какие спектакли самые популярные у детей?
- Традиционно - «Три поросёнка». Этому спектаклю исполнилось 45 лет. Уже сменилось три поколения кукол, а актёров - несчётное количество. Все молодые актёры «проходят» через «поросят», это для них своеобразная актёрская школа, и, кстати, знакомство с театром кукол мы советуем зрителям начинать именно с этого спектакля. Спектакль «Три медведя» тоже любят наши маленькие зрители. А вообще, все взрослые и детские спектакли пользуются популярностью. Сейчас мы показываем родительские спектакли, или, как мы их называем, родительские собрания. Последний из них - это спектакль «Они и мы», о взаимоотношениях взрослых и подростков от 11 до 18 лет. После этих спектаклей все они выходят под впечатлением.
- А почему вы решили обратиться к этой сложной теме?
- У нас в коллективе есть сильные педагоги, и они очень давно проводят работу с семьёй. Не просто с родителями, а именно с семьёй. Если с маленькими детьми разговор шёл на тему: чего боятся дети, чего хотят, - то пришло время, видимо, поговорить о более взрослых ребятах. У нас уже несколько спектаклей в рамках родительских собраний. Начинали мы с «Большим и маленьким», потом появился спектакль «Ребёнок 21 века: чудо или чудовище?», затем был спектакль на двоих «Что такое быть ребёнком?», потом появился «Мы здорово повеселились». Уже вышла книга, в которой подростки анонимно откровенно пишут о том, что они думают о своих родителях, о взрослых. Книга пользуется большой популярностью, и сейчас планируем издать вторую, где уже взрослые будут откровенно писать о том, что они думают о подростках. Вот такую огромную работу организовала заведующая педагогической частью театра Марина Владимировна Мельницкая.
- Какие спектакли любят ваши юные зрители: веселые, или на подумать?
- После любого спектакля есть о чём подумать. Те же «Три поросёнка» - не просто весёлый спектакль, где волк бегает за поросятами. Он тоже о чём-то заставляет поразмышлять: как помогать друг другу, как правильно устроиться в жизни? Один поросёнок долго и качественно строит дом, а второй тяп-ляп, это же тоже учит жизни, правильно? Или «Кошкин дом». Сначала кошка не приняла своих родственников, а потом сама осталась без дома, и кто-то из них её не пустил к себе, а кто-то помог. Это тоже заставляет задуматься наших маленьких зрителей. Сказка - ложь, да в ней намёк, как говорится. Любой спектакль чему-то учит, они все содержательные. Хороший спектакль интересен и детям, и взрослым. Дети видят в нём одно, а взрослые видят другой пласт, то, что дети пока не понимают. Ведь играют же взрослые актёры, которые привносят жизненный опыт, багаж.
- Я знаю, что кукольный театр гастролирует и по области и в другие регионы вы выезжаете. Какой график на ближайшее время?
- В этом году у нас гастроли по области закончились. В следующем году мы планируем выехать в область дважды. Возможно, покажем спектакли и в Нарьян-Маре. Мы возобновляем и обменные гастроли. Уже совсем скоро, в октябре, к нам приедет Саратовский театр кукол. В следующем году мы уже поедем в Вологду. Также ждём к нам и вологодский, и петрозаводский театры кукол.
- Владимир Михайлович, вы сами неравнодушно рассказываете о театре, о спектаклях. Вы изначально пришли на директорское место по любви или по расчёту?
- Никакого расчёта не было. Да, я учился, получал соответствующее профилю высшее образование, много лет проработал заместителем директора, не мечтал о директорстве. Но, когда предложили, я согласился. Я ведь всю жизнь работал в театре, знаю его От и До. Начинал в Котласском драмтеатре, затем несколько лет проработал в Архангельском областном драматическом театре, потом перешёл в Театр кукол. Я люблю театр, театр - вся моя жизнь. В следующем году исполнится 35 лет моей «театральной деятельности» и 26 лет, как я работаю в Архангельском театре кукол.