В октябре в столице поморья вспоминают о страшной трагедии - 102 года назад здесь прогремел один из самых мощных и опасных взрывов в мировой истории, погибло более 600 человек. Была ли то диверсия или простая халатность?
«Обеденный» взрыв
Пароход «Барон Дризен», принадлежащий Северному пароходному обществу, пришёл в Архангельск из Нью-Йорка 17 октября 1916 года. На борту было около 4 тысяч тонн военного груза - боеприпасы, в том числе с удушливым газом, различное военное оборудование.
То было время Первой мировой войны - время, когда в Архангельск регулярно приходили корабли с военными грузами, боеприпасами и техникой. Пароход пришвартовали в порту Бакарица.
И вот днём 26 октября, когда все рабочие ушли обедать, в носовой части трюма произошёл сильный взрыв. Он был такой силы, что на берегу образовались огромные воронки - около 60 и 40 метров в диаметре. У соседнего британского судна снесло взрывной волной мачту, трубу и все палубные надстройки. Было разрушено каменное здание электростанции, обрушилось и здание пожарного депо - под его обломкам погибло нескольких человек, затонул буксирный пароход «Рекорд» и стотонный кран. Соседние причалы и ещё два крана оказались повреждены, сгорела почтовая баржа. Огонь, усиленный ветром, стал переходить от одной постройки к другой - сгорели 27 бараков и 5 строений. А 49 пришвартованных рядом судов, на некоторых тоже была взрывчатка, стали по очереди взлетать на воздух.
К месту взрывов были направлены все архангельские тральщики, буксиры и пожарные команды, даже из Вологды. Они пытались отводить от пристаней пароходы, чтобы спасти их. Эвакуировать людей и спасать раненых приходилось как на войне - вокруг рушились постройки, взрывались боеприпасы, распылялись отравляющие газы. Пострадавших отвозили по лазаретам - всего их было специально открыто 19. Пожары и взрывы продолжались ещё несколько дней. Закончилась катастрофа только тогда, когда в деревянной Бакарице сгорело всё, что возможно.
Халатность или диверсия?
По официальным данным, в катастрофе погибло более 600 (кто-то говорит о 800 . - Ред.), а раненых и пострадавших насчитывают до 1 тыс. 166 человек. Из них 51 иностранец. Было уничтожено около 30 тысяч тонн военных грузов. Убытки составили 80 миллионов золотых рублей. Многие пристани были серьёзно повреждены и требовали перестройки.
Сразу же после катастрофы «Барона» была назначена следственная комиссия для расследования причин катастрофы. В начале века уже произошло немало случаев подрыва кораблей, так что резонно было подумать на диверсию со стороны Германии, с которой велась война.
Следователи выяснили, что начальником разгрузочных работ в Бакарице был немец Эдмунд Мелленберг, в документах которого была пометка: «Причастен к делу военного шпионажа в пользу Германии». Капитан корабля и два его помощника - тоже немцы по национальности - были в момент взрыва не на корабле, а в городе. Всех их арестовали.
Однако улик против всех них не было. Тогда внимание обратили на единственного выжившего моряка «Барона» - боцмана Павла Полько. На допросах он признался, что был подкуплен во время стоянки в Нью-Йорке германским агентом. Его приговорили к расстрелу.
Два года назад на Бакарице был установлен памятник жертвам Первой мировой войны - фактически именно жертвам того самого взрыва. На мемориальной доске написано именно о вражеской диверсии. Но узнаем ли мы сейчас правду - была ли виной смерти нескольких сотен человек вражеский подрыв или простая халатность в организации безопасности?
При подготовке использован материал из книги Т. Трошиной «Великая война... Забытая война».