Архангельск – портовый город и с давних пор наша история тесно переплетается с морем и рекой. Именно поэтому Северный морской музей уже давно стал неотъемлемой частью столицы Поморья.
Мы встретились с директором музея Евгением Тенетовым, чтобы больше узнать об истории и планах на будущее.
– Евгений, расскажите о музее. Как давно он существует в нашем городе?
– Северный морской музей изначально был ведомственным музеем Северного морского пароходства и входил в систему Министерства морского флота Советского Союза. В советские времена традиционно у крупных предприятий была так называемая социальная нагрузка. Вот и у Северного морского пароходства, которое на тот момент было четвёртым в стране, был жилой фонд, бассейн «Водник», хоккейная команда «Водник», пионерлагеря, Интерклуб и музей. Изначально он был открыт как музейная комната при интернациональном клубе моряков.
В здании, где сегодня находится музей, на тот момент располагался морской вокзал. В 1972 году появилось новое здание вокзала, а это здание было отдано музею. С ним очень долго возились. Реконструкция затянулась почти на все 70-е годы. Первая экспозиция открылась только в 1985 году. К началу 90-х была открыта основная экспозиция. Сам музей тогда назывался Музей северного мореплавания. Важным активом у него была шхуна «Запад», которая стояла здесь на Красной пристани и тоже являлась выставочным залом. В 1991 году там открылась экспозиция, посвященная Северным конвоям.
К сожалению, музею не повезло. Только он открылся, как начались 90-е. Финансирование постепенно сокращалось. У шхуны упали мачты, а восстанавливать было некому. Здание стало постепенно вешать, а на ремонт деньги не выделялись.
Только в середине двухтысячных был сделан крупный ремонт. Появился второй этаж, расширился выставочный зал, появились новые помещения для сотрудников и для хранения экспонатов. В 2013 году музей открылся уже в том виде, в котором он и существует сейчас.
Я руковожу музеем уже почти десять лет и считаю, что при тех возможностях, которые у нас есть, мы вышли на очень неплохой уровень! Помимо выставочной деятельности и комплектования фондов, мы проводим разные фестивали, конференции, издаём книги. Наша передвижная выставка «Полярная станция», посвященная быту полярников 60-х годов, уже побывала в Норильске, Санкт-Петербурге и Сочи.
Постоянный рост
– Получается, что сегодня музей только как музей уже не может существовать, обязательно нужно придумывать и создавать что-то ещё?
– Действительно, меняется жизнь, меняется человек. Поэтому, естественно, музеи, как и любые другие культурные институции, претерпевают изменения.
При этом, я считаю, что музеям нужно оставаться музеями. Их главные функции, как и раньше, заключается в хранении и изучение предмета. Третья наша функция – показ предмета. И, естественно, что без посетителя музей существовать не может.
Вообще музей — это такая интересная формация, которая всё время растёт и не может остановиться. Если музей остановился, то он начинает умирать.
– Интересно, каким образом пополняются фонды музея?
– Наши фонды регулярно растут и сколько бы нам не выделили помещений, нам всегда будет мало. А экспонаты к нам попадают совершенно разными путями. Например, на днях мы ездили в Северодвинск. Там родители умершего судомоделиста Александра Маркелова передали нам модели подводных лодок. Это лучший моделист в России и его работы музею просто передали в дар. Невероятно щедрый подарок!
А ещё у нас есть День дарения, когда люди приходят и сами приносят различные предметы. Нам приносят целые биографии легендарных капитанов. Недавно принесли уникальный дневник капитана Кокотова 1925-1926 годов. Это была одна из первых советских арктических научных экспедиций. И вот к нам попал дневник, который никто никогда не видел. Капитан написал его для себя и положил в стол. И вот через 100 лет он увидел свет. Сейчас мы с ним очень серьезно работаем. Он будет оцифрован и издан. В сущности, музей это единственная светская институция, которая может гарантировать человеку бессмертие, поэтому люди стремятся сохранять память принося предметы в музей.
Вообще издательская деятельность для нас тоже очень важна. Мы уже издали три книги и все они получили не только хороший отзыв, но и серьёзные награды.
– Получается, что музей достаточно активно взаимодействует с посетителями?
– Вообще все выставки мы стараемся создавать так, чтобы там обязательно был введён элемент интерактивности. Сейчас есть такое модное понятие, как партиципаторный музей. Это когда посетитель оказывается вовлечён в выставку. Например, он может сам поучаствовать в её создании. Либо в самой выставке есть какие-то вещи, с которыми посетитель может непосредственно коммуницировать. В частности, у нас сейчас идёт выставка, посвященная Георгию Седову и первым арктическим цветным фотографиям. Там посетитель может сам заряжать волшебный фонарь и увидеть проекции стеклянных диапозитивов Николая Пинегина из Первой русской научной полярной экспедиции.
Мы очень много работаем с мультимедиа, потому что люди привыкли к быстро меняющемся картинкам и это позволяет эффектно расширять пространство.
Спасение теплохода
– Некоторое время назад у музея появился свой пароход «Коммунар». Расскажите, что с ним планируется делать?
– Пароход «Коммунар» – это очень интересный объект. Это речной пароход 1940 года постройки. Он настоящий труженик, который долгие годы возил людей на острова дельты Северной Двины.
И так получилось, что его, как и собрата «Балхаша» собирались распилить на металлолом. К счастью, руководство речного порта успело через межведомственную комиссию по сохранению морского наследия при правительстве РФ, получить разрешение на музеефикацию «Коммунара» после его списания.
Благодаря этому мы убедили руководство области взять на баланс музея этот пароход и отреставрировать его.
А совсем недавно стало известно, что наш музей выиграл грант Благотворительного фонда Владимира Потанина «Индустриальный эксперимент» на создание на борту парохода музея реки «Северная Двина – река памяти». Уже этим летом мы планируем заняться созданием выставочного пространства внутри.
– Архангельск – портовый город. Изначально мореходная тематика для нас всегда была важна. Сохранился ли этот интерес сегодня?
– Еще полвека назад вся портовая активность проходила в центре города. Одной из главных портовых площадок была Красная пристань. Были времена, когда почти в каждой семье, на каждой лестничной клетке были моряки.
Но с середины 70-х вся морская логистика во всём мире перешла на контейнеры. Портовая промзона была выведена из центральных частей городов. Эта участь постигла все старые порты, такие, как Гамбург, Лиссабон, Лондон и Архангельск не исключение. Получается, что вся морская активность осталась, но ушла из города в промзоны и перестала быть на виду. Из-за этого дух мореходства перестал так пропитывать горожан, как раньше.
Но у нас есть надежда, что будет развиваться трасса Северного морского пути, а значит Архангельск ждут большие объёмы перевозок и подъём интереса к морскому делу.
– А туристам наша морская история интересна?
– Вообще наиболее активные, заинтересованные и неравнодушные посетители нашего музея — это как раз туристы. Потому что если турист оказывается в Архангельске, то он сюда не просто так приехал. У него, наверняка, есть какой-то интерес к северу. Людей притягивает Белое море, Арктика. Они хотя больше узнать об этом. У нас даже есть совместный проект с Товариществом поморского судостроения. Сначала туристы приходят к нам на выставку, потом мы предлагаем им пешком пройтись по пристаням до Морского-речного вокзала, а оттуда уже ведём их на верфь. Здесь мы рассказываем об Архангельске, о его морской истории и морской культуре. На верфи у них есть возможность увидеть своими глазами, как строится историческое судно.
– Расскажите над какими интересными проектами сейчас работаете?
– Мы планируем делать выставку, посвященную 90-летию челюскинской эпопеи, гибели судна и спасению экипажа. Мы хотим сделать выставку, посвященную даже не самой эпопее, а скорее её репрезентации. Мы хотим показать, как этот подвиг героев челюскинцев был растиражирован и как воспринимался, как рождался образ героя полярника.
Очень важной историей, о которой я уже говорил, является история с «Коммунаром». Он должен заработать и начать принимать гостей.
Летом мы уже в третий раз проведём конференцию и фестиваль традиционного деревянного судостроения «Матица». Со всей страны приезжают специалисты, которые занимаются изучением, сохранением и поиском объектов традиционного деревянного судостроения. В этот раз мы хотим провести это мероприятие в Каргополе.
Досье
Евгений Тенетов. Родился 25 января 1977 года в Архангельске. В 1999 году окончил исторический факультет Поморского государственного университета. Более 10 лет работал в СМИ. С 2015 года - директор Северного морского музея.