Примерное время чтения: 10 минут
305

Как я сдавала ЕГЭ

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 04/06/2008

Что это за зверь такой: ЕГЭ? Почему его результатам не доверяют серьезные ВУЗы? Поставить крестик в нужную клеточку легче, чем тянуть билет, и развернуто отвечать комиссии? Мы решили отмести все сомнения, и пошли сами сдавать ЕГЭ.

Школу я закончила 19 лет назад. После закончила ПГУ по специальности "учитель русского языка", поэтому было очень интересно проверить свои знания.

Что такое литота?

Моей просьбе сдать экзамен в городском департаменте образования удивились, но сказали, что это возможно, необходимо только придти в мэрию с паспортом и копией свидетельства об окончании школы. Это было в феврале, и нужно было поспешить с документами, так как персональные пакеты с тестами заказываются в Министерство образования заранее.

И вот экзамен. Меня прикрепили к школе N 62. В школе за несколько дней до экзамена мне выдали пропуск на 29 мая к 9.30. Еще мне дали примерные тесты для подготовки к испытанию. Как я потом пожалела, что открыла сборник лишь поздно вечером 28 мая! Оказывается, теорию я напрочь забыла. На какие вопросы отвечают обстоятельства места, времени, образа действия? Что такое парцелляция и литота? Ужас!

И вот экзамен. Выпускников построили в длинном коридоре, где их уже ждали учителя с табличками, на которых были указаны номера кабинетов. Ребята заранее знали, в каком кабинете им предстоит сдавать экзамен, поэтому никакой толкотни не было. Система отлажена, как часы. Ровно в 10.00 прозвенел звонок и был вскрыты пакеты. В нашем классе сдавало экзамен восемь человек.

Не скрою, я волновалась так, будто сдавала первый в своей жизни экзамен. Получив листы с заданиями, не сразу сосредоточилась: расплывались буквы и тряслись руки.

Пятерка сорвалась

Заданий было чуть больше тридцати. На каждое предлагалось по четыре варианта ответа. Нужно было вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и объяснить их, выполнить подробный разбор предложений, определить части речи и т. д.

Споткнулась уже на первом: из четырех слов нужно выбрать одно, где звуков больше, чем букв. Еще смутило задание, где в предложениях слово жизненный можно было заменить на слово житейский. Сейчас кажется, несложно. Но тогда!

На работе я всех предупредила: "Приеду скоро - с ответами управлюсь за час". Однако, пришлось поломать голову почти все отведенное время: три часа.

Кстати, выпускники, (на первый взгляд показались легкомысленными: парни шутили, девчонки прихорашивались и обсуждали планы на вечер) тоже долго корпели над ответами. И немудрено: это для меня экзамен - развлечение, а им с оценками за ЕГЭ предстоит поступать дальше. Шестеро из восьми корпели над ответами три часа.

На половину вопросов я ответила сразу, не сомневаясь. Меня не застали врасплох такие вопросы, как выделить суффикс или выбрать ряд слов с пропущенной Е или И. Также я легко справилась с заданием исправить ошибку в образовании формы слова. Еще с седьмого класса я запомнила, что правильно "килограмм помидоров", а не "килограмм помидор". К остальным заданиям возвращалась снова и снова. Для пущей убедительности переписывала предложения на черновик и разбирала по составу. Надо сказать, примерно треть вопросов были - ну очень сложные. Я долго думала, вспоминала, гадала, в итоге ставила крестик напротив того варианта, который мне подсказывала интуиция.

Признаться, еще за неделю до экзамена я была уверена: иду на пятерку. Но теперь уже сомневалась в своих "отличных" знаниях. Могу сказать одно: экзамен по русскому языку был сложным. Вопросы - по всем разделам, и нужно знать предмет очень хорошо, чтобы ответить хотя бы на половину из них. Пятерку получить практически невозможно.

...Оценки за ЕГЭ по русскому объявят через несколько дней. Надеюсь, что не испорчу общую экзаменационную картину по школе N 62.

Из Интернета

"На восемь относительно несложных вопросов единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку для 11-го класса школы правильно ответили лишь 4% взрослых россиян. Об этом говорится в материалах Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Как показали ответы опрошенных, лучше всего респонденты расставляют ударения в словах и находят суффиксы (по 60%). Каждый второй россиянин (50-51%) может найти грамматическую ошибку в словосочетании и предложении.

Хуже всего обстоят дела с пунктуацией: только треть опрошенных (32%) смогли верно поставить запятую в предложении и объяснить ее постановку.

В опросе ВЦИОМ приняли участие 1,6 тыс. человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%. 20 мая 2008 г."

Как хорошо вы знаете русский язык?

I. Что такое литота?

II. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1 нАверх

2 клялАсь

3 отрОчество

4 сОзыв

III. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1

2) 2, 4

3) 1, 3

4) 1, 4

I. В каком предложении вместо слова ИНФОРМАЦИОННЫЙ нужно употребить ИНФОРМАТИВНЫЙ?

1 Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных ИНФОРМАЦИОННЫХ носителях.

2 Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой ИНФОРМАЦИОННОЙ телепрограммы.

3 Опубликованная в журнале статья показалась мне весьма ИНФОРМАЦИОННОЙ и поэтому очень полезной.

4 Современные ИНФОРМАЦИОННЫЕ технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.

II. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Получив начальное домашнее образование в Москве,

1 Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

2 двенадцатилетний Радищев поступил в Пажеский корпус в Петербурге.

3 этого было достаточно для поступления в Пажеский корпус в Петербурге.

4 дальнейшее обучение Радищева проходило в Петербурге и за границей.

Прочитайте текст и выполните задания A7 - A12.

(1)... (2)Вся другая информация (звуки, изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3)Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определённым числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4)Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5)Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6)... компьютеры обычно работают в двоичной системе счисления.

III. Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

1 информация для обработки

2 информация должна

3 информация должна быть преобразована

4 информация преобразована

IV. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

1 действительное причастие

2 страдательное причастие

3 краткое прилагательное

4 деепричастие совершенного вида

V.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1 напом..нание, небесп..лезно, хар..ктеризовать

2 экз..меновать, асф..льтированный, похв..ла

3 разр..слась, орб..тальный, пол..мист

4 конс..рвировать, гориз..нтальный, к..рьерист

VI. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1 (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили, (ОТ)ТОГО дорога поросла густой травой.

2 Мой друг, ТАК(ЖЕ) как и я, долго выбирал, ЧТО(БЫ) ему почитать.

3 Пришлось отказаться (ОТ)ТОГО, что было задумано, так как деньги (НА)СЧЁТ не поступили.

4 ЧТО(БЫ) изучить поведение этих животных, биологам пришлось долго наблюдать за ними, ЗА(ТО) результаты наблюдений оказались весьма интересными.

VII. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В XIV столетии (1) по данным историков (2) Великий Новгород рос и богател. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал искусные изделия новгородских ремесленников.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2 3) 3, 4, 5 4) 1, 3

VIII. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1 Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2 Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3 Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4 Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Прочитайте текст и выполните задания A29-A31; B1-B8; C1.

(1)Катерина Ивановна никогда ни на что не жаловалась, кроме как на старческую слабость. (2)Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете. (3)Дочь Настя вот уже четвёртый год как не приезжает - забыла, значит, мать, а дни у Катерины Ивановны считанные. (4)Не ровён час, так и умрёт она, не повидав дочери, не приласкав её, не погладив её русые волосы "очаровательной красоты" (так говорила о них Катерина Ивановна).

(5)Настя слала Катерине Ивановне деньги, но и то бывало с перерывами. (6)Как Катерина Ивановна жила во время этих перерывов, никому не известно.

(7)Однажды Катерина Ивановна попросила меня проводить её в сад, где она не была с ранней весны, всё не пускала слабость.

(8)- Дорогой мой, - сказала Катерина Ивановна, - не взыщите с меня, со старой. (9)Хочется мне вспомнить прошлое, напоследок посмотреть сад. (10)В нём я ещё девушкой зачитывалась Тургеневым. (11)Да и кое-какие деревья я посадила сама.

(12)Она одевалась очень долго. (13)Надела старый тёплый салопчик, тёплый платок и, крепко держась за мою руку, медленно спустилась с крылечка.

(14)Уже вечерело. (15)Сад облетел. (16)Палые листья мешали идти. (17)Они громко трещали и шевелились под ногами, на зеленеющей заре зажглась звезда. (18)Далеко над лесом висел серп месяца.

(19)Катерина Ивановна остановилась около обветренной липы, оперлась о неё рукой и заплакала.

(20)Я крепко держал её, чтобы она не упала. (21)Плакала она, как очень старые люди, не стыдясь своих слёз.

(22)- Не дай вам бог, родной мой, - сказала она мне, - дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог!

(24)Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама! (по К.Г. Паустовскому)

IX. Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 12 - 21?

1 рассуждение

2 рассуждение и описание

3 повествование и рассуждение

4 повествование и описание

10 Поставьте над чертой цифру

"К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны: обращения, ___, ___ - также подчёркивают замысел автора.

___ "серп месяца" создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста".

Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) литота

3) фразеологизм

4) ирония

5) метафора

6) парцелляция

7) вопросно-ответная форма изложения

8) экспрессивный повтор

9) восклицательные предложения

Ответы

1 3

2 2

3 3

4 2

5 2

6 4

7 4

8 3

9 4

10 3,8,9,5

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах