Мы живём в Благовещенском. Наш посёлок находится в замечательном месте - в пойме сразу трёх рек: Устья, Вага и Кокшеньга. К сожалению, вся эта красота два раза в году испытывает местное население на прочность. Весенним и осенним паводками сносит все три устанавливаемых через названные реки низководных моста. Кто-нибудь решает эту проблему, ведь у нас даже перебои с поставкой продуктов из-за этого?
П. Ипполитов, Вельский район
Нынешняя осень выдалась нетипичной. Бесконечные дожди, выпавший и растаявший снег существенно подняли уровень воды в водных артериях. Плюс к этому образовавшаяся шуга. Мосты не выдержали нагрузки и уплыли, оставив население со всеми вытекающими печальными последствиями. Действительно, несколько тысяч человек снова оказались отрезанными от «большой земли» вследствие осеннего паводка в муниципальном образовании «Благовещенское» Вельского района.
Для примера, как предприятия, поставляющие продукцию в посёлок, справляются с трудной задачей, мы взяли акционерное общество «Важское». Это один из крупнейших в регионе сельхозпредприятий.
Какой выход?
Потеря связи с «большой землей» отразилась и на АО «Важское». Судите сами, предприятие производит порядка 15 тысяч тонн молока в год, или около 45 тонн в сутки. И его надо каждодневно поставлять потребителям. Кроме этого, хозяйство производит до 800 тонн мяса, закладывает на хранение и последующую реализацию порядка двух тысяч тонн картофеля. Данная продукция востребована внутри самого района, она поставляется в больницы и детсады, школы, другие бюджетные учреждения. Частично поступает она и в Шенкурский и Устьянский районы.
«Мы выступаем сейчас в роли несостоятельных партнёров, - с горечью констатирует директор предприятия Николай Белозеров, - не можем выполнить данных обязательств, хотя нашей вины и нет».
Кто-то может резонно заметить: если такая ситуация повторяется чуть не ежегодно, то надо заранее предпринимать определённые меры. Они и предпринимаются по мере возможности. Местные умельцы, к примеру, ещё несколько лет назад разработали «технологию» прокладки молокопровода через реку. И перекачка молока ведётся уже не впервые, в том числе и в нынешний кризисный период. Вот только молоко не обладает свойствами антифриза и в морозы замерзает. Эпопея же с возведением временного моста может затянуться на неопределённое время. Был сделан и запас кормов, но и он не вечен. Через пару недель скотину будет нечем кормить или нужно жёстко урезать рацион. Нет смысла объяснять, к чему это приведёт. Прежде всего, скажется на продуктивности животных. Снизить же её легко, а вот восстановить весьма сложно. Когда встанут реки и можно будет наладить ледовую переправу, сказать сложно. Погода на Севере стала непредсказуема, редкостью стали крепкие морозы, зато в декабре часто бывает оттепель. Мостовое управление приступило уже к работе по восстановлению одного из мостов. Однако у него тоже могут возникнуть свои сложности при ледоставе. В общем, всё находится в крайне нестабильном состоянии и каким-то образом всё равно надо искать приемлемый выход из сложившейся ситуации. Вот только пока никто толком не знает, каким образом это сделать.
Зачем строить детские сады и школы?
«Очень обидно, - говорит Николай Белозеров, - что нам не идут навстречу. Наше предприятие - одно из крупнейших налогоплательщиков не только в районе, но и области. За последние десять лет в бюджеты всех уровней оно перечислило более 425 миллионов рублей. Это серьёзная сумма».
Действительно, сумма серьёзная, и она могла бы быть ещё больше. Предприятие постоянно производит инвестиции в производство. За последние годы здесь чуть не ежегодно вступала в строй новая или реконструированная ферма. Регулярно увеличивается поголовье скота, отмечается рост удоев молока на корову. Предпринимаются серьёзные меры по увеличению площадей под заготовку кормов, выращивают сельхозпродукцию.
Увы, но из-за плохой транспортной доступности возникает парадокс. Чем больше хозяйство получает продукции, тем больше возникает проблем с её доставкой и реализацией. В то же время государство нацеливает товаропроизводителей на то же обеспечение продовольственной безопасности. В новых майских указах президента РФ поставлены задачи по увеличению инвестиций в производство, наращиванию производительности труда. Сельхозпредприятие готово и способно выполнить все поставленные задачи, но все планы «разбиваются» о пресловутые низководные мосты.
Сейчас началась реализация в жизнь программы «Комплексное развитие сельских территорий». Программа, действительно, неплохая. Однако, как заметил Николай Белозёров, в ней не предусмотрено строительство на сельских территориях дорог и мостов. Замечательно, что в каком-либо поселении можно построить школу, детсад, ещё что-то. Вот только есть одна маленькая, но решающая деталь: на территории должно быть производство. Зачем строить тот же детсад, если в деревне нет никакой работы? В Благовещенском есть мощное градообразующее предприятие - АО «Важское». Причём предприятие современного типа, где давно коров доят роботы. У него есть потенциал к развитию, созданию новых рабочих мест. Люди не хотят уезжать с территории, поскольку здесь есть все условия для нормальной жизни и работы. Вот только всё осложняют паводковые ситуации и уплывающие мосты.
В данный момент сложности имеются не только у предприятия. В котельной, которая отапливает центральную усадьбу, в том числе и школу, заканчиваются дрова, которые заготовляются за теми же водными преградами. Пока в магазинах есть запас товаров, но он не бесконечен, и наверняка возникнут проблемы с их завозом. Хорошо, что на территории имеется своя больница. В случае чего поможет и санитарная авиация. Можно набраться терпения и переждать пару-тройку дней, пока не ликвидируются последствия каких-либо стихийных бедствий. Вот только в Благовещенском не та ситуация, и меры для её исправления требуются неотложные и кардинальные. В нашей стране много подобных поселений, изрезанных реками и речушками. Все они оказываются в схожем положении. Остаётся надеяться на то, что в стране появится национальный проект или программа, связанная как раз со строительством мостовых сооружений и дорог на сельских территориях. Мосты и дороги как раз и нужны для того, чтобы соединять людей, а не разъединять их.
Николай Веснин
* * *
Ситуация с уплывшими мостами родилась не сегодня, она имеет давнюю историю. По словам директора предприятия, только он руководит хозяйством 15 лет и ежегодно приходится разрешать одни и те же проблемы, связанные с возведением мостов, необходимых для производственной деятельности. За это время в какие только инстанции не направлялись соответствующие письма с просьбами сделать хотя бы один постоянный мост. Вот только в ответ поступали одни отписки, мол, средств нет, дорога до муниципалитета хорошая, мосты, пусть и временные, строятся. Вот только почему-то никто из тех, кто давал ответы, не принял во внимание, что мосты способны уплывать. И из отписок их просто не построить.
Между тем, ежегодное строительство трёх временных мостов обходится в копеечку. На работы затрачивается порядка 11 миллионов рублей. Вдобавок выделяются деньги на поддержание их в рабочем состоянии. Есть смысл подсчитать, что выгоднее: построить хотя бы один мост через реку Вага, или ежегодно чуть не на ветер выбрасывать десятки миллионов рублей?
Сколько стоит голодное детство? Кто зарабатывает на «Детях войны»?
Корпуса СЛОНа переданы Фонду развития Соловков незаконно - прокуратура
Коэффициент базовой доходности К2 снизили в Архангельске