aif.ru counter
83

Куда уплывают мосты? И почему должны страдать люди?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. «АиФ в Архангельске» №48 27/11/2019

Мы живём в Благовещенском. Наш посёлок находится в замечательном месте - в пойме сразу трёх рек: Устья, Вага и Кокшеньга. К сожалению, вся эта красота два раза в году испытывает местное население на прочность. Весенним и осенним паводками сносит все три устанавливаемых через названные реки низководных моста. Кто-нибудь решает эту проблему, ведь у нас даже перебои с поставкой продуктов из-за этого?
П. Ипполитов, Вельский район

Нынешняя осень выдалась нетипичной. Бесконечные дожди, выпавший и растаявший снег существенно подняли уровень воды в водных артериях. Плюс к этому образовавшаяся шуга. Мосты не выдержали нагрузки и уплыли, оставив население со всеми вытекающими печальными последствиями. Действительно, несколько тысяч человек снова оказались отрезанными от «большой земли» вследствие осеннего паводка в муниципальном образовании «Благовещенское» Вельского района.

Для примера, как предприятия, поставляющие продукцию в посёлок, справляются с трудной задачей, мы взяли акционерное общество «Важское». Это один из крупнейших в регионе сельхозпредприятий. 

Какой выход?

Потеря связи с «большой землей» отразилась и на АО «Важское». Судите сами, предприятие производит порядка 15 тысяч тонн молока в год, или около 45 тонн в сутки. И его надо каждодневно поставлять потребителям. Кроме этого, хозяйство производит до 800 тонн мяса, закладывает на хранение и последующую реализацию порядка двух тысяч тонн картофеля. Данная продукция востребована внутри самого района, она поставляется в больницы и детсады, школы, другие бюджетные учреждения. Частично поступает она и в Шенкурский и Устьянский районы. 

Фото: АиФ-Архангельск

«Мы выступаем сейчас в роли несостоятельных партнёров, - с горечью констатирует директор предприятия Николай Белозеров, - не можем выполнить данных обязательств, хотя нашей вины и нет». 

Кто-то может резонно заметить: если такая ситуация повторяется чуть не ежегодно, то надо заранее предпринимать определённые меры. Они и предпринимаются по мере возможности. Местные умельцы, к примеру, ещё несколько лет назад разработали «технологию» прокладки молокопровода через реку. И перекачка молока ведётся уже не впервые, в том числе и в нынешний кризисный период. Вот только молоко не обладает свойствами антифриза и в морозы замерзает. Эпопея же с возведением временного моста может затянуться на неопределённое время. Был сделан и запас кормов, но и он не вечен. Через пару недель скотину будет нечем кормить или нужно жёстко урезать рацион. Нет смысла объяснять, к чему это приведёт. Прежде всего, скажется на продуктивности животных. Снизить же её легко, а вот восстановить весьма сложно. Когда встанут реки и можно будет наладить ледовую переправу, сказать сложно. Погода на Севере стала непредсказуема, редкостью стали крепкие морозы, зато в декабре часто бывает оттепель. Мостовое управление приступило уже к работе по восстановлению одного из мостов. Однако у него тоже могут возникнуть свои сложности при ледоставе. В общем, всё находится в крайне нестабильном состоянии и каким-то образом всё равно надо искать приемлемый выход из сложившейся ситуации. Вот только пока никто толком не знает, каким образом это сделать. 

Зачем строить детские сады и школы?

«Очень обидно, - говорит Николай Белозеров, - что нам не идут навстречу. Наше предприятие - одно из крупнейших налогоплательщиков не только в районе, но и области. За последние десять лет в бюджеты всех уровней оно перечислило более 425 миллионов рублей. Это серьёзная сумма». 

Действительно, сумма серьёзная, и она могла бы быть ещё больше. Предприятие постоянно производит инвестиции в производство. За последние годы здесь чуть не ежегодно вступала в строй новая или реконструированная ферма. Регулярно увеличивается поголовье скота, отмечается рост удоев молока на корову. Предпринимаются серьёзные меры по увеличению площадей под заготовку кормов, выращивают сельхозпродукцию. 

Увы, но из-за плохой транспортной доступности возникает парадокс. Чем больше хозяйство получает продукции, тем больше возникает проблем с её доставкой и реализацией. В то же время государство нацеливает товаропроизводителей на то же обеспечение продовольственной безопасности. В новых майских указах президента РФ поставлены задачи по увеличению инвестиций в производство, наращиванию производительности труда. Сельхозпредприятие готово и способно выполнить все поставленные задачи, но все планы «разбиваются» о пресловутые низководные мосты. 

Сейчас началась реализация в жизнь программы «Комплексное развитие сельских территорий». Программа, действительно, неплохая. Однако, как заметил Николай Белозёров, в ней не предусмотрено строительство на сельских территориях дорог и мостов. Замечательно, что в каком-либо поселении можно построить школу, детсад, ещё что-то. Вот только есть одна маленькая, но решающая деталь: на территории должно быть производство. Зачем строить тот же детсад, если в деревне нет никакой работы? В Благовещенском есть мощное градообразующее предприятие - АО «Важское». Причём предприятие современного типа, где давно коров доят роботы. У него есть потенциал к развитию, созданию новых рабочих мест. Люди не хотят уезжать с территории, поскольку здесь есть все условия для нормальной жизни и работы. Вот только всё осложняют паводковые ситуации и уплывающие мосты. 

В данный момент сложности имеются не только у предприятия. В котельной, которая отапливает центральную усадьбу, в том числе и школу, заканчиваются дрова, которые заготовляются за теми же водными преградами. Пока в магазинах есть запас товаров, но он не бесконечен, и наверняка возникнут проблемы с их завозом. Хорошо, что на территории имеется своя больница. В случае чего поможет и санитарная авиация. Можно набраться терпения и переждать пару-тройку дней, пока не ликвидируются последствия каких-либо стихийных бедствий. Вот только в Благовещенском не та ситуация, и меры для её исправления требуются неотложные и кардинальные. В нашей стране много подобных поселений, изрезанных реками и речушками. Все они оказываются в схожем положении. Остаётся надеяться на то, что в стране появится национальный проект или программа, связанная как раз со строительством мостовых сооружений и дорог на сельских территориях. Мосты и дороги как раз и нужны для того, чтобы соединять людей, а не разъединять их. 

Николай Веснин 

* * *

Ситуация с уплывшими мостами родилась не сегодня, она имеет давнюю историю. По словам директора предприятия, только он руководит хозяйством 15 лет и ежегодно приходится разрешать одни и те же проблемы, связанные с возведением мостов, необходимых для производственной деятельности. За это время в какие только инстанции не направлялись соответствующие письма с просьбами сделать хотя бы один постоянный мост. Вот только в ответ поступали одни отписки, мол, средств нет, дорога до муниципалитета хорошая, мосты, пусть и временные, строятся. Вот только почему-то никто из тех, кто давал ответы, не принял во внимание, что мосты способны уплывать. И из отписок их просто не построить. 

Между тем, ежегодное строительство трёх временных мостов обходится в копеечку. На работы затрачивается порядка 11 миллионов рублей. Вдобавок выделяются деньги на поддержание их в рабочем состоянии. Есть смысл подсчитать, что выгоднее: построить хотя бы один мост через реку Вага, или ежегодно чуть не на ветер выбрасывать десятки миллионов рублей?

Оставить комментарий (0)
Loading...

Также вам может быть интересно



Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество