Волна за волной. В вузы поступить стало сложнее?

В 2021 году абитуриенты столкнулись с новыми правилами приёма в вузы, которые значительно изменили процесс поступления. 

   
   

Нововведения оказались довольно неоднозначными. Рассмотрим топ-5 изменений, о которых необходимо знать любому абитуриенту. Итак.

Ищите направление

Зачислять студентов на бюджет будут в два этапа. Первый - приоритетный приём олимпиадников, льготников и людей с договором о целевом обучении, которые будут поступать без вступительных испытаний. Второй этап - зачисление остальных масс студентов. До 2021 года второй этап проходил в две «волны», что позволяло абитуриентам с более низкими баллами попытаться поступить на бюджет во вторую волну. Больше всего возмущений у поступающих и их родителей возникает именно по этому пункту. 
 
На сайтах вузов будут публиковаться обезличенные конкурсные списки, в которых вместо ФИО абитуриентов будут указываться номера СНИЛС либо индивидуальные номера, присвоенные вузом. 
 
В связи с распространением в стране COVID-19 подача документов будет происходить в электронном формате. Также если ранее поступающие могли подать заявления в 5 вузов на 3 специальности, то с этого года Минобрнауки расширило это количество до 10 (на усмотрение вузов).
 
Большим плюсом для абитуриентов стала возможность вузов устанавливать третий предмет ЕГЭ на выбор поступающих из списка предложенных. Например, по физике или информатике. Абитуриент сам вправе выбрать ЕГЭ по какому предмету ему лучше предоставить. С такой системой у вузов увеличится количество абитуриентов, а у поступающих расширятся возможности для поступления.
 
Создание единого конкурса. С 2021 года у вузов появилась возможность проводить единый конкурс по некоторым родственным специальностям. Ранее он проводился отдельно по каждому направлению, но теперь вузы имеют возможность набрать поступающих в целом на факультет, а после 1-2 курса распределить студентов по специальностям в соответствии с их пожеланиями.

Бюджет не резиновый

«АиФ» расспросил самих абитуриентов об этих изменениях. 

«За исключением нескольких недостатков нового режима поступления, существуют и определённые плюсы, - говорит выпускник одной из школ Архангельской области Валерий Шевелев. - Одним из самых ярких примеров является «пропаганда» специальностей, нуждающихся в новых специалистах (например, инженеры, в том числе и IT-специалисты, медицинские работники и т. д.). Особенно ярко это проявляется в повышении количества мест, как бюджетных, так и платных, понижении проходных баллов и платы за обучение. Кроме того, я считаю, что электронная подача заявлений и возможность свободного выбора третьего экзамена положительно повлияют на возможность поступления для некоторых ребят».

«Поступать в хорошие вузы с каждым годом становится всё сложнее и сложнее, - считает ещё одна выпускница Карина Аношкина. - Возрастают требования к поступающим. Очень часто в школах, особенно провинциальных, где нет профильных классов, запугивают детей, говоря, что с нашей подготовкой и баллами ЕГЭ мы никому не нужны в больших городах. Кроме того, получить бюджетное место становится нереально сложно. И уже не важно, какие у тебя баллы, места отдают льготникам и студентам, учащимся по договорам. Отмена второй волны сократит шанс попасть на бюджет до минимума».

Комментарий

Людмила Морозова, проректор по образовательной деятельности Северного (Арктического) федерального университета:

   
   

- На самом деле это не нововведение, а возврат к забытому старому.
До 2015 года абитуриенты также зачислялись в два этапа «Приоритетный» и «Основной».
Количество бюджетных мест (особенно в вузах, расположенных в регионах) в 2021 году увеличилось, Министерство науки и высшего образования планирует придерживаться такой политики и в дальнейшем.
Что касается САФУ, то количество бюджетных мест в 2021 году возросло более чем на 430.
К сожалению, в последнее время не совпадают желания абитуриентов с потребностями государства. Рост количества бюджетных мест в вузах происходит за счёт инженерных, технических, естественно-научных и IT-направлений подготовки, а абитуриенты стремятся сдавать в школе ЕГЭ по гуманитарным предметам (история, обществознание, иностранный язык). Конкуренция среди абитуриентов при приёме на гуманитарные направления подготовки значительно выше, чем на естественно-научные, технические и инженерные.
Что касается льготных мест, то здесь как раз в последние годы их количество значительно уменьшилось, и, как правило, количество таких мест по каждому направлению подготовки/специальности не превышает 10 %, что было ранее, когда льготники могли занять все бюджетные места по высокорейтинговым направлениям подготовки.
Зачастую даже при отсутствии профильных классов качество подготовки выпускников в сельских школах не уступает качеству подготовки в профильных классах. Как правило, в сельской местности классы являются неполными, количество учеников в них меньше, чем в городских школах, и у педагога есть возможность уделить больше внимания каждому ученику, так сказать, осуществить индивидуальный подход.

Юлия Швакова
Фото Александра Фирсова