Итак, транспортная реформа в Архангельске, о которой столько говорили, начиная с прошлого года, свершилась. Или нет?
В Архангельске ежедневно около 150 тысяч человек пользуются услугами общественного транспорта. Подвижный состав пассажирского автопарка, состоявший в основном из старых ржавых ПАЗиков, давно пора было заменить. Поэтому все жители Архангельска чуть ли не затаив дыхание ждали, когда на дорогах города появятся новенькие низкопольные современные автобусы, которые к тому же ездят на метане. В ожидании события его даже нарекли транспортной реформой.
Прибыли не все
К перевозчику – компании «Рико» были предъявлены серьёзные требования: автобусы не старше 2022 года выпуска, брендированы в едином ключе, доступны для людей с ограниченными возможностями.
Предполагалось, что будет продлено до 23-30 время работы некоторых маршрутов, а некоторые из ранее упразднённых маршрутов возобновят свою работу. Это безусловно очень радовало горожан.
Выход автобусов на линию состоялся 1 февраля. Выяснилось, однако, что из двадцати пяти маршрутов, по которым должны пойти новые автобусы, повезло только тринадцати, поскольку из 215 автобусов к месту назначения вовремя прибыло 130, остальные ещё в пути.
Рико в активном поиске
Идет время, но до сих пор оплата проезда не во всех автобусах налажена. Некоторые пассажиры пытаются искать, кто их «обилетит», а кое-кто, сэкономив 36 рублей, довольно потирает руки. Хотя в этом случае радоваться нечему: в случае аварии, а такое случается, у человека не будет документального подтверждения, что он пользовался услугами этого перевозчика. А понадобиться может.
Причина такого «аттракциона неслыханной щедрости» в том, что штат кондукторов до сих пор не набран. «Рико» ищет, на февраль предлагают даже повышенную ставку – 3 500 за смену. Но не идут люди почему-то. Работавшая ранее кондуктором Надежда Р. Определила свою позицию так:
– Я и за 5000 в день не соглашусь, спасибо, наработалась за 20 лет на автобусах. Как вспомню, так вздрогну. Вставать рано, туалет либо не пойми где, либо по стоимости проезда на автобусе, обед брать с собой или за дорого.
Пока в некоторых автобусах водители предлагают оплачивать проезд у них, передавая им карточки. Мнение пассажира Николая В. таково:
– Карточку свою я не собираюсь через весь автобус передавать, – возмущается архангелогородец Николай В. – Да и вообще считаю, что пассажира должны обслуживать, подойти к нему и продать билет.
Вопросы к перевозчику
Вообще, недовольства у местных жителей много.
– Вопрос к перевозчику: как пожилым людям и тем, кто с тростями подниматься на сиденья? – возмущается северянка Инна Р. – Я не увидела сидений, которые бы крепились к полу, а только те, которые на возвышении. Вы представляете себе стариков и инвалидов, которые карабкаются на возвышения? Я - нет...
Больше всего нареканий от жителей отдалённых районов: Маймакса, Сульфата, Левого берега.
– С Кирпичного завода, где я живу, можно уехать только на 31-м. Если раньше он ходил по утрам с интервалом в полчаса, то сейчас интервал увеличен до 40 минут утром и часа днём, – жалуется Елизавета К. – Причём, уже несколько раз бывало, что автобус уже утром сходил с линии из-за поломки и интервал вместо 40 минут увеличивался до 1 часа 20 минут. Толпе, которая собирается за это время, удаётся втиснуться в автобус, но уже на второй остановке зайти никто не может. А какая жара в автобусе, никто так и не отрегулировал отопление! Едем, как в инкубаторе.
Комментарий:
Глава администрации Архангельска Дмитрий Морев:
– Прямо скажем, есть над чем работать – и в плане расписания, и в части обслуживания. Будем заниматься настройкой всей системы автобусного сообщения, чтобы обеспечить его нормальную работу.
Контрактом предусмотрены и штрафы, причём достаточно существенные. Мы их обязательно применим к «Рико». Сумма исчисляется в миллионах рублей. А средства, заложенные в бюджете на работу нового перевозчика, в январе и феврале не будут ему выплачены. По крайней мере, по тем маршрутам, которые он пока не обслуживает.
Темой транспортной реформы начали первую в этом году сессию Городской думы. Выявлять недостатки транспортной реформы в Архангельске будет специальная комиссия.