«У нас был шок». Котласский солдат вернулся домой

На днях Владимира Зинина перезахоронили на его малой родине.

   
   

Владимир Зинин родился в деревне Минина Полянка Приводинского сельсовета (Котласский район - Ред.). А погиб в Крыму, в марте 1944, освобождая от фашистов город-герой Керчь. 76 лет наш земляк пролежал в неизвестной братской могиле, за две с половиной тысячи километров от родного дома. Как нашли захоронение и как удалось узнать, что это именно наш солдат?

Фото из архива В. Антоновской

«АиФ» расспросил об этом Анну Ворожцову, родственницу бойца и Викторию Антоновскую, заведующую отделом музейного педагогики Котласского краеведческого музея. Именно Виктории первой сообщили об этой истории.

Бабушка вспомнила

- Расскажите, как Вы узнали об этом?

Виктория:

- Один из поисковиков Керчи написал сообщение в группе в соцсетях в администрацию района. А поскольку страничку ведёт мой муж, я сразу же узнала об этом. Нас нашли буквально за один день, это невероятно! Поисковики рассказали о том, что в Крыму в апреле при ремонте дороги были обнаружены останки советских солдат, погибших при освобождении Керчи, это было целое захоронение - 239 бойцов. У одного из них сохранилась медаль «За боевые заслуги». По номеру медали установили её владельца. Им оказался уроженец деревни Минина Полянка Приводинского сельсовета Владимир Андреевич Зинин, 1912 года рождения. Ещё один удивительный факт: из 239 человек только одного идентифицировали - нашего земляка. Но поскольку Зининых у нас здесь много, мы начали искать, кому именно этот солдат приходится родственником. Мы подняли массу архивов, искали долго и скрупулёзно.

Анна: 

   
   

- Нам позвонили из библиотеки и спросили, являемся ли мы родственниками? Зининых здесь, действительно много, но Андреевичи только в нашей семье. Мы, конечно, были в шоке, это мало сказать. 

Володю вспомнила наша 90-летняя бабушка, это получается - жена родного брата Володи, она ещё жива, слава богу. Бабушка рассказала, что, кажется, у Володи были жена и дети, и жили они в Ленинграде. У него было ещё два брата, двоих, и его, в том числе, забрали на фронт, а третий не подходил по возрасту. Оба брата погибли. В семье сохранилась похоронка на Володю. Он приходится мне двоюродным дедом. 

- Как всё-таки выяснили, что это ваш солдат, а не других Зининых?

- Это было очень ответственно для нас - не ошибиться. Но мы в альбоме нашли фотографию моего двоюродного деда, это было настоящее чудо, что она сохранилась (фото сверху.  Ред.). А на обратной стороне фотографии написано: «Мамаше и папаше от сына Владимира». То есть - это точно он.

И всё-таки даже после такого совпадения, мы не были уверены на сто процентов, что это наш родственник. На девяносто - да, но не на сто. Несмотря на то, что в документах Володи были указаны его родители, мы всё равно продолжали искать доказательства. Не хотелось бы присвоить себе чужого человека. Мы цеплялись за каждую деталь. И, чтобы «добрать» эти десять процентов, заказали экспертизу ДНК. Экспертиза показала: мы родственники. (Кстати, экспертиза стоит 35 тысяч рублей. Это очень много.  Но нашёлся меценат, который её оплатил, - ред).

«Ищем детей»

- Какие ещё интересные факты вам удалось обнаружить в ходе идентификации бойца?

Виктория:

- Мы делали запросы в военкоматы, Котласский и Санкт-Петербурга, неизвестно, откуда он призывался. На начало войны Володя уже жил в Ленинграде. Выяснили, что он призывался из Ленинграда, на войну ушёл в первый же день, ему было тогда 29 лет. 

Служил в 227 Темрюкской стрелковой дивизии. Главный старшина, старший повар. Погиб 10 марта 1944 года при освобождении Керчи. 

- Вы ездили в Керчь за останками?

Виктория:

- Не просто съездили и забрали, это была целая торжественная церемония. От нас была делегация с участием главы Котласского района, было всё очень трогательно, до слёз. Домой мы привезли маленький гробик с останками солдата и его медаль. А потом уже перезахоронили останки нашего земляка у нас в Приводино. Это тоже была торжественная церемония. А как иначе, это же наша память. 

Несмотря на то, что мы все провели огромную работу по идентификации солдата и нашли родственников, мы продолжаем поиски. Теперь мы ищем самых близких ему людей: детей. Пока удалось установить, что семью во время войны вывезли из Ленинграда в Казахстан, в город Оральск. Мы сделали туда запрос, но нам пришёл ответ о том, что такая (вдова солдата - Ред.) здесь не проживала. Скорее всего, семья после войны вернулась в Ленинград. Мы продолжаем искать. Но самое главное, что мы привезли нашего земляка домой, а его медаль находится сейчас в семье, и её обязательно будут передавать из поколения в поколение.

Справка:

Анна Ворожцова, окончила Волгоградский технический университет, химико-технологический факультет. Замужем, двое детей.

Виктория Антоновская, родилась в Виноградовском районе. Окончила Поморский педагогический университет, нынешний САФУ, с отличием по специальности «Математика». Затем аспирантуру, канд. пед наук, замужем. Сейчас работает завотделом музейной педагогики МУК «Котласский краеведческий музей».