Каких только гендеров не напридумывали наши «толерантные» современники на Западе! А у нас всё основательно, по старинке: есть мужчины и женщины, папы и мамы.
Только папы часто слишком заняты, а мамы слишком «взвинчены». Кто же занимается воспитанием детей?
Крепкий мужчина спортивного телосложения, озорная улыбка, чертовщинка в глазах и волосы, с проседью, словно присыпанные перцем – вот такой он, Максим Чуров. Человек, который создал «мальчишескую школу», где ребята, осваивая столярное дело, незаметно для себя учатся быть мужчинами.
Не педагог, а Учитель
- Максим, Вы по образованию педагог?
- Нет, я окончил военное училище и служил в армии, но в 33 года вышёл в отставку. Я всегда любил спорт, поэтому и после службы в армии продолжил занятия, занимался карате Кёкусинкай. Года через три решил попробовать себя в тренерской работе с детьми от четырех до семи лет.
- А как вы от тренерской работы дошли до Школы умельцев для мальчиков? Ведь выне просто учите детей работать руками, но и воспитываете будущих мужчин.
- С 2013 по 20-й года я тренировал детей, проводил с ними много времени и обнаружил, что, во-первых, многие родители по сути дела не понимают, как воспитывать детей. Они были готовы платить деньги, чтобы с их детьми как-то чем-то хорошим занимались. А ещё родители поняли, что детей надо оторвать от гаджетов (ну, в то время ещё компьютеров и планшетов). Нужен был человек, готовый их занять и знающий, чем занять. Сами родители не брались за это, они были рады передать заботу о них, человеку, который занимался бы, развлекал их, а родители «могли бы отдохнуть».
Так я начал задумываться о собственном деле. Спорт - это спорт: тренировки, соревнования. А детям надо что-то другое. И я начал искать какие-то другие направления. Я работал детским семейным фотографом. Поэтому, общаясь с детьми при съёмках,получал обратную связь, видел, что у нас получается общаться. Да я и сам всегда знал, что мне нравится заниматься с ними.
Отвлечь от гаджетов
- И Вы решили…
- Организовать школу фотографии, это было в 2021 году. Было три курса: курс по мобильной фотографии, курс по профессиональной фотографии и курс детской фотографии, который стал Школой детский фотографии.
Когда ребятки отучились у меня по два года, я поинтересовался, чем они планируют заниматься летом. Тут обнаружилось, что дети «абсолютно свободны», и я решил чем-то их занять и в летний период.
Но фотография - это такое занятие, которое ведёт обратно в гаджеты, а ребятам было по 10 лет. А это такой пограничный возраст, когда ещё можно чем-то отвлечь их от гаджетов.
Вот весной 2022 года я решил набрать небольшую группу, человек 10, чтобы заниматься с ними летом. Планировались и столярные работы, и посещение интересных музеев, встречи с интересными для мальчишек людьми.
- Именно для мальчишек?
- Я сразу решил, что это будут только мальчишки, поскольку видел уже, что у современных мальчишек очень слабое мужское воспитание.
Причём процент неполных семей не так велик. Есть семьи, в которых отцы отстранены от воспитания, либо сами отстранились. Считают, что их обязанности в семье ограничиваются тем, чтобы ходить на работу.
В семейном воспитании у нас очень сильна женская составляющая: женщины просто вжились в роль воспитателя и по доброй воле её не уступят. А у женщины другое отношение к ребёнку, чем у мужчины. Мальчика им воспитать трудно. Кроме того, я заметил, что в некоторых семьях авторитет отца ребенок отторгает.. Он не хочет следовать примеру отца! В такой ситуации хорошо, если отец начинает искать для ребёнка того, кто увлечёт его, кому тот захочет подражать. А у меня к тому же военное образование, я на него положился тоже.
- То есть, решили исключить мам из воспитательного процесса?
- Да. С мальчиками должны заниматься мужчины. Занятия с мальчиками провожу я, а еще учителя труда и технологии с большим опытом работы, чьё слово имеет вес для ребят. Кроме того, в группе занимаются дети разного возраста - от семи лет и старше(верхней границы нет). Это сделано с умыслом, чтобы более взрослые обращали внимание на младших и помогали им в случае чего.
- А мамы сдались?
- Сначала мамы пытались присутствовать. Но по ходу занятия у них срабатывало: «Сынок, надо делать вот так!» Поэтому мамы были устранены. Кстати, они потом ещё и благодарили. Некоторых детей, малышей, как раз мамы приводят на занятие. Ни присутствовать, ни подглядывать им нельзя, так что они получают полчаса свободного времени в личное пользование. Разве плохо?
О корнях, плодах и свободе
- Максим, откуда вы родом? Кто и как занимался вашим воспитанием?
- Я родился в Верхней Тойме, отец из деревни Пучуга, мама из Шипицино. У меня два брата. Бабушка и дедушка жили на Соловках. Половину лета я проводил в деревне, половину - на Соловках.
Воспитание было таким: всегда в труде, всегда в коллективе, всегда коллективная работа: сенокос, уборка урожая, ловля рыбы и так далее. Перед глазами всегда были мужские примеры, причём, не обязательно отцовские. Это были старшие друзья и родственники, соседи.
Мы в детстве большую часть времени проводили на улице. У нас была своя дворовая команда, с которой мы строили футбольное поле или хоккейную коробку, лужи расчищали, делали катки, покупали себе перчатки и мячики, плоты колотили-строили. Это теперь принято по таким поводам писать коллективные обращения, собирать подписи и ждать тендер – а тогда мы всё делали сами. У нас была система наставничества, когда старшие учили младших. А у современных детей этого нет.
- Скажите, Максим, дети сами выбирают и решают, что им хочется у Вас заниматься?
- Мы берём в мастерскую детей от семи лет, верхняя планка не ограничена. После 10 дети уже все в гаджетах, им ничего не интересно, ничего они не хотят. А родители считают, что это такая свобода ребёнка. С этим я абсолютно не согласен.
Свобода выбора у ребёнка до 10 лет - это от лукавого. Если вы не решаете, чем будет заниматься ваш ребёнок, то это решит за вас кто-то другой. Свободой вашего ребёнка распорядятся другие люди.
По-моему, выбор должен быть таким, условно: мы идём в кино или на выставку? На прогулку или на мастер-класс? Надо уметь давать ребёнку выбор, но он должен быть осознанным со стороны родителей.
Всегда интересно наблюдать за детьми, которых привели, а потом их отсюда за уши не вытащишь.
- А летом занятия прерываются?
- Летом у нас другой формат. Я называю это творческой мастерской. Подбираю тематические направления, которые интересны мальчишкам, и мы с ними ходим. Это может быть музей с какой-то военной тематикой, знакомство с с героической профессией.
Мы ходили в Арктический морской музей, где детям рассказывали о знаменитых капитанах Севера. Мы ходили в Музей Гражданской войны и интервенции. Сморели, как строят поморский коч, учились ставить палатку и разжигать костры, пищу готовить.
- То, что в школах возрождают уроки труда - хорошо?
- Конечно! У нас сейчас дети не умеют ничего делать. Все навыки в короткий срок были утрачены.
- То есть, мы их теряем?
- Нет, мы не дали им возможности всё попробовать и развиться. Они же выбегают отсюда счастливые и гордые. Простая коробочка, сделанная своими руками, даёт ребенку счастье, гордость и веру в свои силы.
- А у вас ведь есть ещё спортивные занятия?
- Я изначально задумывал не просто столярный кружок, а дополнительную школу. Хотел воспитывать мальчишек, показывая им, как себя вести, разговаривать, общаться, что важно иметь широкий кругозор.
У меня есть Спортивно-патриотический клуб «Космическая академия». По субботам мы с детьми занимаемся физической подготовкой и самообороной, строевой подготовкой с элементами патриотического воспитания, осваиваем полезные навыки, проводим активные командные игры. И, конечно, экскурсии, встречи с интересными людьми. Стараюсь включать в программу занятий всё, что интересно для детей.
Досье: Максим Чуров родился в 1975 г. в Верхней Тойме. В 1998 г. закончил Военно-космическую академию им. А. Ф. Можайского в Санкт-Петербурге.До 2008 - служба в Архангельске в частях ПВО,.Уволен по сокращению воинской части. Создал Школу умельцев для мальчишек в Архагельске.