Сделать север чистым! Откуда приплыли желтые уточки в Арктику?

Чисто там, где не мусорят! Но что делать, если мусор уже есть? Конечно, нужно обращать на это внимание и организовывать общественные субботники! Именно этим занимается общественное экологическое движение «Чистый Север - чистая страна».

   
   

Мы пообщались с руководителем проектов движения Артемом Смолокуровым. Молодой человек так же является техническим директором и куратором таких направлений, как «Экология» и «Исследование и развитие Арктика» в Губернаторском центре Архангельской области. Он рассказал нам про экспедиции в Арктику и уникальное исследование микропластика. 

Экспедиции продолжаются

- Артем, расскажите о ваших арктических экспедициях. С чего всё начиналось и во что выросло?

- В 2021 году мы отправились в экспедицию. С нами в Арктику поехали люди со всей России. Они стали настоящими популяризаторами наших арктических проектов. 
А главное, показали, что волонтёром может стать каждый. Например, нам не важно, какой у человека возраст или профессия. У нас нет чётких ограничений. К нам приезжают и те, кому 19, и те, кому 59 лет. Все они встречаются на острове, знакомятся и начинают делать одно общее дело. 

Всего на данный момент мы организовали семь экспедиций. Съездили в Малые Кармакулы, на Варандей, на Землю Франца-Иосифа, остров Вайгач, мыс Стерлигова, реку Кожу, и помогали в организации экологической смены на Соловецкий архипелаг.
Это направление сейчас очень активно расширяется. Дело в том, что сейчас идёт развитие Северного морского пути и строительство, надеюсь, доминанты Архангельской области кампуса «Арктическая звезда». Архангельская область в полной мере становится арктическим регионом.

- Насколько два направления, которые вы курируете, связаны между собой?

- Сегодня у многих остается заблуждение, что Арктика - это равно «экология», что в Арктике можно заниматься только экологическими проектами. Но это уже далеко не так. Арктику надо исследовать, нужно развивать её туристический потенциал, развивать доступность и технологический прогресс, работать с бизнесом и арктическими резидентами комплексно, привлекая некоммерческий сектор. 

   
   

- Получается, изначально всё начиналось непосредственно с экологических экспедиций в Арктику, но сейчас эта территория рассматривается вами уже гораздо шире?

-  Действительно, сперва мы отправлялись в Арктику исключительно с экологическими целями. Но потом поняли, что можем сделать, к примеру, методику для работы волонтеров на арктических территориях. 

Кроме того, начали привлекать различных специалистов. Например, привозили инженеров-экологов, которые рассказывали, как можно сберечь ресурсы и больше взаимодействовать с национальными проектами.

При этом экспедиции продолжаются. В этом году планируем несколько экспедиций в Арктический регион вместе с ведущими университетами России. У нас в пуле примерно семь-восемь университетов, с которыми мы постоянно сотрудничаем. Они нам дают поддержку, а мы, в свою очередь, даём поддержку их студентам: вовлекаем их в экологическую повестку и привлекаем к волонтёрской деятельности.

- Волонтёры в экспедициях занимаются исключительно уборкой территорий?

- Смотрите, начиналось всё с экспедиции на Новую землю в Малые Кармакулы. Волонтёры провели там 76 дней. Получается, практически всё лето они собирали отходы. Людям, которые совершенно незнакомы друг с другом, нужно провести вместе очень много времени. Теперь наши волонтёры получают заранее задания по проведению своего отдыха в экспедиции. Они не только занимаются очисткой Арктики от мусора, но ещё проводят медицинские исследования и организуют психологическое тестирование. Экспедиции становятся более комплексными.

История выходит на другой уровень и популяризует устойчивое развитие всего Арктичсекого кластера.

Без девушек

- Кто и как может отправится в качестве волонтёра с вами в Арктику?

- У нас конкурс на одно место примерно 13-15 человек. Но тут нужно понимать, что из этих заявившихся на одно место примерно 9-10 человек - девушки, которых мы в экспедицию не берем. Это связанно, прежде всего, с условиями, в которых проживают волонтёры во время наших экспедиций. Кроме того, мы понимаем, что таскать тяжёлые бочки мужчине проще и безопаснее, чем девушке. При этом сейчас мы рассматриваем вариант полностью женских экспедиции. 

- Расскажите про исследования микропластика, которые вы проводите?

- Это одна из главных наших тем в экологии. В 2019 году мы поняли, что проблема есть и она очень серьёзная. При этом её мало кто изучает. Некоторые даже считают, что нас она не коснётся. Но по факту с 1979 го года на постоянной основе разрабатывается, производится, отправляется пластик по всем государствам. 

Сегодня мы живём в мире, где повсюду нас окружает пластик. Стоит только оглянуться. При этом нужно понимать, что не существует той бутылки, которую создали в 1980-м году, а она уже разложилась. Если она и распалась, то на маленькие частички. Это и есть микропластик. А у этих маленьких частичек уже открывается намного больше возможностей для причинения вреда природе. Дело в том, что бутылка не может попасть в рыбу, а микропластик может. Кроме того, он есть в океане и в грунтовых водах. 

Сейчас мы повсюду окружены микропластиком, который даже не можем увидеть. Пыль в современное время, частично состоит из микропластика. 

Очень много микропластика потребляют и наши дети. С самого детства у них теперь есть посуда и игрушки из пластика. В результате с самого детства пластик начинает накапливаться в их организме.

На сегодняшний день есть исследования, что он вреден для человека, но пока Всемирная организация здравоохранения заявляет, что не может доказать, вредит ли микропластик человеку или нет. Это как раз и стало причиной, из-за которой мы начали свои исследования.  

С 2021 года во всех арктических экспедициях мы знакомим волонтёров с собственной, признанной на мировом уровне методикой, чтобы они проводили исследования в арктических регионах, где никто никогда такого не делал. Это уникальное исследование, которое мы будем продолжать. И мы очень стараемся привлечь общество, чтобы вместе начать искать пути решения этой глобальной проблемы.

- Получается, в Арктике уже тоже есть пластик?

- Сейчас мы приходим к статистике, что всего лишь 3% микропластика находится на поверхности планеты, а всё остальное просто похоронено внутри морей и рек. При этом любое землетрясение, цунами может поднять эти залежи.

Кстати, есть интересная история, которая говорит о том, что пластик перемещается по миру. В 1992 году в Тихом океане лайнер при шторме выронил контейнер, в котором был груз с маленькими жёлтыми уточками - 29 тысяч штук. Сейчас утки из того контейнера стали настоящими коллекционными предметами, их находят по всему миру. А компания-изготовитель за подобный экземпляр пообещала выплачивать вознаграждение каждому, нашедшему столь удивительный раритет.

Досье:
Артём Смолокуров родился в Северодвинске 1 марта 1991 года.
Окончил ММА в г. Москва, факультет Психология.
Прошел повышение квалификации в РАНХиГС по программе «Экологическая безопасность и охрана окружающей среды».
Больше 17 лет занимается экологическим проектами.