С юбилеем, «восьмёрка»: легендарному вертолёту Ми-8 исполнилось 50 лет

Ми-8 - машина уникальная. Вертолёт - один из самых массовых, его используют более 100 стран. У «восьмёрки» не только внушительная гражданская карьера, но и военная. Ми-8 - участник десятка вооружённых конфликтов. Ровно 50 лет назад, 21 апреля 1968 года, 2-й Архангельский объединённый авиаотряд получил первый вертолёт Ми-8.

   
   

«Тьфу, тьфу, 33 года я на нём отлетал без происшествий, - вспоминает сегодня Виктор Фёдорович Горохов, старший инженер по лётно-методической работе. - Всякое бывало. После училища я летал на Ми-4, потом на Ми-6, но основной налёт у меня на Ми-8, тысяч восемь налетал - не меньше».

Виктор Фёдорович считает, что Ми-8 лучший! И в доказательство рассказывает такую историю. «В 2001 году отправили нас в командировку в Нигерию. Какое было задание - сказать не могу: сами понимаете, военная тайна. Скажу только, что летели 9 дней, это был самый длинный мой перелёт. И у американцев тогда был выбор: их вертолёты будут там работать или наши. Выбрать помог случай. Когда американские вертолёты полетели - один сел на вынужденную посадку, а за ним и второй. Вот так они помучились, помучились и говорят: «Будем с русскими работать». Отработали хорошо; когда закончили, начальник лагеря нас поблагодарил и произнёс такую речь: «Если бы год назад нам сказали, что будем работать с русскими вертолётами, тем более гражданскими, в жизни бы не поверил».

Фото: Архангельский объединенный авиаотряд

Во 2-м архангельском авиаотряде ведётся летопись, в архивных документах я нашла запись: «К концу 1974 года Ми-8 было уже 22». Как появилась эта машина?

Как вертолёт помог выжить

А начиналось всё так. К концу 1950-х годов советская авиация располагала «линейкой» вертолётов Ми-1 и Ми-4, каждый из которых занимал свою нишу. Но специалисты понимали, что они уже не в полной мере соответствовали требованиям времени и что напрашивается ещё один вертолёт. Новый проект, а машину проектировали специалисты ОКБ-329 под руководством советского авиаконструктора Михаила Миля, заинтересовал Министерство гражданской авиации. Так началось рабочее проектирование вертолёта.

«За все эти годы Ми-8 нашли широкое применение для геологоразведки в Западной Сибири, на Кольском полуострове, на Крайнем Севере. Нарьян-Мар, Варандей, Амдерма, Салехард, Надым, Сургут, Нижневартовск, Медвежье, Уренгой, Новая Земля - вот далеко не полный перечень точек, где работали вертолёты, экипажи и техбригады авиаотряда, - рассказывает первый заместитель генерального директора Михаил Кабринский. - Работали на нефтяников, газовиков, военных. Создание первого ядерного полигона на Новой Земле было проведено именно нашими пилотами. География полётов огромная. В 1996 году три вертолёта Ми-8 были направлены по линии ООН для работы в республике Либерия, это Западная Африка. Позднее - в разных странах африканского континента: Гвинее, Сьерра-Леоне, Судане; в Азии: Афганистане, Пакистане.

90-е годы, пожалуй, были самыми тяжёлыми в истории страны. Как и вся страна, авиация выживала. «Работа под эгидой ООН, я считаю, сохранила наш отряд в те годы, - говорит инженер Олег Кононов. - В основном, конечно, мы перевозили продовольствие, разные грузы, но нам доверяли и работу по перевозке первых лиц иностранных государств. Мы перевозили Пан Ги Муна, бывшего генерального секретаря ООН, дипломата Мадлен Олбрайт и так далее. Естественно, они летали с внушительной охраной, так что для нас это была ответственная работа».    
   

Гражданская карьера

Фото: Архангельский объединенный авиаотряд

На протяжении пятидесяти лет «восьмёрка» не оставалась в стороне и от экономической жизни страны. Без помощи вертолётчиков не обошлась ни одна крупная стройка, в том числе БАМ, ни одно серьёзное ЧП, даже алмазы не добыть без этого компактного железного помощника.

Периодически «восьмёрки» использовались в качестве летающих кранов. На Севере с их помощью разгружали стоявшие на рейде суда, в труднодоступных районах монтировали вышки высоковольтных линий электропередач, по всей стране устанавливали различного рода антенны, промышленное оборудование, элементы мостов, шпили зданий и тому подобное.

Не обошлось без участия гражданских Ми-8 и ликвидация последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В зоне бедствия архангельские вертолётчики плечо к плечу работали с коллегами из Симферополя, Новосибирска, Печоры, Ухты, Свердловска. «Интересная была работа, и опасная, - вспоминает Олег Кононов. - 1986 год. Чернобыль. Там шло исследование зоны заражений, наша задача заключалась в том, чтобы перевозить спасателей в 30-километровую зону. Позднее мы тоже приняли участие в исследовании. Специальную канадскую аппаратуру мы прикрепляли к вертолёту и снимали зоны заражения».

Экипажи Ми-8 внесли свой вклад и в изучение Арктики и Антарктики. Так, на Северном полюсе «восьмёрки» впервые появились в 1968 году, в год выпуска. В 2009 и 2010 годах вертолёт Ми-8 и самолёт Ан-2 2-го Архангельского авиаотряда обеспечивали авиационные работы на российских полярных станциях в Антарктиде. С 2000 года вертолёт Ми-8 участвует в научных экспедициях по Арктике, базируясь на борту научно-экспедиционного судна «Михаил Сомов». Он перевозит людей и грузы с палубы судна на берег и обратно.

В прошлом году экипаж Ми-8 участвовал в поиске алмазов. Так же, как это было и в Чернобыле, к вертолёту прикреплялось специальное оборудование, тепловизоры с антенной, вот они-то и искали алмазы.

В период распутицы, когда затоплены дороги, без этой машины - тоже никуда! К слову, несколько лет назад наши вертолёты помогали вывозить людей, попавших в наводнение в Пакистане.

Дом на подвеске

Есть и ещё один исторический факт, который известен только архангелогородцам-старожилам. Все знают музей «Малые Корелы» и любят бывать там на экскурсиях в старых рубленых домах. Так вот, дома, а точнее их части, в музей «Малые Корелы» были бережно доставлены на внешней подвеске вертолётов Ми-8.

Сегодня на базе 2-го Архангельского объединённого авиаотряда 13 вертолётов Ми-8, в стране их - 1100. В сентябре 2017 года был приобретён новый вертолёт Ми-8 МТВ с медицинским модулем для выполнения полётов по срочным санитарным заданиям. Вертолёт может преодолевать расстояние в 1200 километров, то есть достичь любого уголка Архангельской области. Он оснащён современным навигационным оборудованием. Медицинский модуль укомплектован системой мониторирования и дефибрилляции, аппаратом искусственной вентиляции лёгких, электрокардиографом, медицинскими укладками. При необходимости медицинская служба сможет провести минимальные операционные вмешательства прямо на борту. Так что Ми-8 не только строит, добывает, исследует, но и спасает наши жизни.

Фото: Музей Малые Корелы