Чему учатся сегодняшние хирурги у Святителя Луки?

Фото из архива Александра Хрусталёва

   
   

В Архангельской области Войно-Ясенецкий оказался в 30-х годах прошлого века в качестве ссыльного. В 1931 году он

попал в концлагерь Макариха вблизи Котласа. Это было ужасное место, которое не подошло бы и для содержания скота. Людей сюда привозили вагонами, но разместить всех было просто не возможно. Их топили, убивали, кто-то сам умирал, не выдержав такой жизни. Хоронили в братских могилах сотнями. Вскоре Валентина Феликсовича отправили в сам Котлас, где предложили вести прием больных в амбулатории, а несколько позже перевели как хирурга в Котласскую больницу.

Его жизнь и деятельность уже много лет изучает врач - неонатолог «Котласской центральной городской больницы имени святителя Луки» Александр Хрусталёв. «Валентин Феликсович всегда стремился к тому, чтобы предостеречь врачей от ошибок, цена которым – человеческая жизнь, - рассказывает врач. – Он стал автором 55 научных трудов по хирургии и 10 томов проповедей. А будучи практикующим хирургом, доктором медицинских наук, он совместил в своей практике деятельность целителя тела и целителя души».

Настольная книга врача

-Александр Николаевич, почему вы решили изучать жизнь Святителя Луки?

- Когда я ещё учился в институте в Иваново, у нас был курс истории медицины. И вот мне досталась тема для доклада о Войно-Ясенецком. До этого момента я даже не знал о его существовании. А когда после института по распределению я попал в Котлас, мне попалась в руки его книга. Когда я её прочёл, мне захотелось больше узнать об этом человеке. И закрутилось, завертелось… Судьба мне благоволила, и я нашёл много материалов, которые помогли мне в работе. Кстати, стоит отметить, что Войно-Ясенецкого знают и помнят не только в нашей стране, но и во всём мире. Да, он был человеком очень жёстким и требовательным. Но, стоит отметить, что он единственный, кого Русская Православная Церковь причислила к лику святых через 39 лет после смерти. Обычно это происходит спустя несколько веков. И этот факт как нельзя лучше говорит о его значимости и заслугах.

- Говорят, что и сегодня у многих врачей работы Войно-Ясенецкого становятся настольной книгой. Получается, что, не смотря на, время, они не устарели?

- Действительно, архиепископ Лука был хирургом и на его счету большое количество работ, посвящённых именно хирургии. Так, например, одна из самых известных его книг – «Очерки гнойной хирургии». Он трудился над ней, когда находился в Котласе и потом в Архангельске. И эта работа, действительно, актуальна и по сей день. Вообще чем больше читаешь книги Войно-Ясенецкого, тем больше узнаёшь.

   
   

Больше шарлатанства

- Говорят, что Войно-Ясенецкий, когда жил в Архангельске, сотрудничал с местной знахаркой. А как сегодня врачи относятся к народной медицине?

- Действительно, была такая знахарка Вера Михайловна Вальнёва. Валентин Феликсович очень уважал её, а она помогала ему советом. В тот период он изучал лечение гнойных ран народными средствами (катаплазмами). Но сегодня, к сожалению. больше мошенничества, нежели знахарства. Конечно, некоторые бабушкины средства могут помочь ничуть не уже, чем лекарства. Но надо быть очень осторожными. Под масками целителей и знахарей сегодня очень много людей, которые просто делают на этом деньги.

- Такие люди, как Святитель Лука это, несомненно, наша гордость. Но ведь и сегодня у нас есть врачи, которыми можно гордиться?

- Врачи от Бога есть в каждом городе. Есть они и в нашей больнице. И в Архангельске просто чудо-доктора, которые способны вытащить человека с того света. Но очень сложно заманить молодого специалиста. Зарплаты у врачей маленькие. А сегодня, к сожалению, именно деньги имеют очень большое значение. Всё меньше остаётся истинных докторов, готовых работать ради людей, а не ради наживы. Может дело в том, что менталитет меняется. У молодёжи всё меньше желания познать историю и узнать что-то новое. Они живут сегодняшним днём, и у них нет рвения.

«Дальше будет сложнее»

- Наша область пережила трудные времена. Тут создавались концлагеря, священнослужители подвергались репрессиям. Церкви были порушены. Сейчас идёт процесс восстановления. Но какими темпами?

- Вот если взять Котласский район, то там сейчас осталось 26 памятников церковной архитектуры. Почти все они находятся в плачевном состоянии. И всего 2-3 храма из них реставрируются. А раньше на этой территории было 6 монастырей и 57 церквей. Так что можно говорить о том, что процесс восстановления идёт очень тяжело. Нет средств. Одной метрополии всё это не под силу. Раньше ведь все храмы строились на деньги прихожан, меценатов. Купечество не скупилось на пожертвования. Теперь же наши так называемые новые русские, сегодняшние богачи, не торопятся помогать. Люди стали совершенно другими. И всё меньше энтузиастов, которые могут сохранить эти памятники. Но они всё же есть и им нужно помогать.

- У нас всё пытаются найти бренд области. Выдумывают и выдумывают что-то новое. А может лучше обратиться к истории нашего края?

- Действительно, когда я приехал в Котлас я был приятно удивлён. Оказалось, что это очень интересный город с богатой историей. Так в Котласском районе находится резиденция Строгановых. Первые каменные храмы России находятся в Сольвычегодске. А ещё именно в Котласе в 1379 году знаменитый Стефан Пермский начал свою просветительскую миссию среди зырян и первый начал крестить их. У нас ведь очень много всего. И многое из этого вполне может стать брендом. К тому же 2012 год объявлен годом туризма и исторических памятников. И вот в такой год надо особенно задуматься о том, что нам нужно сохранить нашу историю и те достояния, которые дошли до наших дней. Делать это надо сегодня, чтобы как можно больше осталось для наших потомков. И работы в этом направлении просто море. Но чем дальше мы уходим, тем сложнее найти.

Досье

Александр Хрусталёв родился и вырос в городе Иваново. Там же закончил медицинский институт. В 1982 году приехал в Котлас. В 2010 году выпустил книгу «Памятники архитектуры Котласского района». Сейчас к печати готовится вторая книга. Является членом Союза краеведов России. Рисует картины на бересте. Женат, есть сын и дочь.

Смотрите также: