О том, в каком состоянии встречает юбилейную дату парусный спорт региона и о том, какая судьба ждёт Соловецкую регату, мы поговорили с яхтсменом-международником Вячеславом Орловым
Мы ведём беседу на Набережной Северной Двины, возле Вечного огня. За всё время разговора мимо нас не проходит ни одного судна, мой собеседник удрученно качает головой: «Выходишь, бывает, на речку, часами ждёшь, прежде чем что-то появится. Потом видишь, катер идёт, обрадуешься, а тут выясняется, что это спасатель патрулирование проводит. А кого спасать - то, если на реке никого нет?»
Должны воспитать чемпиона
- Вячеслав Михайлович, 100 лет – дата солидная. С каким настроением встречают яхтсмены юбилей?
- Я вижу будущее для яхт-клуба. Интерес к нам есть даже у яхтсменов международного уровня. Другое дело, что мы должны что-то делать, чтобы он развивался. Например, в Лондоне существует Королевский яхт-клуб. Его знают во всём мире, это очень почётно, а почему бы и нам не стать императорским яхт-клубом? Предпосылки для этого есть. Во-первых, это связь, которая существует между нашим регионом и Петром Первым. У нас не так много объектов осталось, которые носят его имя. Во-вторых, сам император Николай II дал благословение на открытие яхт-клуба в Архангельске. Так что наш яхт-клуб вполне мог бы получить такое название.
О проблемах тоже нужно сказать. Нам, асам-яхтсменам некому передавать свой опыт. Теперь юные спортсмены тренируются в Соломбале в парусном центре «Норд». Я сам был виновником того, что туда переехали. Но потом я понял, что тренироваться молодым спортсменам там невозможно. Им нужен ветер, а его там нет. Поэтому опытные яхтсмены вернулись сюда, на улицу Логинова, где всегда существовал яхт-клуб, а учебная база продолжает работать там. Я спрашиваю ребят, вернувшихся с соревнований северо-западной зоны: как выступили? А они: там был ветер, а мы не привыкли к этому, у нас ветра в Соломбале нет. Как же так? А мы ведь обязательно должны воспитать чемпиона.
Яхтсмены-менеджеры
- Получается, что яхтсмены сейчас разделились. Взрослые яхтсмены здесь, на Логинова, а юные спортсмены в Соломбале? И что же тогда делать?
- Переезжать юным спортсменам с тренерами сюда. На мой взгляд, это единственный выход. Ведь что получается, у нас, на Логинова, нет детских яхт, все в Соломбале, у них – нет крейсерских. И в 13-14 лет ребята фактически перестают заниматься, а мы, взрослые яхтсмены не знаем, кому передать свой опыт. Я вообще считаю, что весь упор мы должны сделать на подготовку подрастающего поколения. В них нужно вкладывать деньги, а уж яхтсмены со стажем сами должны находить деньги на содержание яхты, участие в соревнованиях.
- Значит, вы считаете, что яхтсменам помощь от государства не нужна?
- Нужна, но только для подготовки юных спортсменов. Власть должна выделять средства на зарплаты тренеров, форму, обмундирование маленьких яхтсменов. А вот когда они вырастут, то должны сами для себя стать менеджерами. Я вам честно скажу, не должна, на мой взгляд, та же Соловецкая регата финансироваться из областного или городского бюджета. У неё должны быть спонсоры среди коммерческих структур, так регаты проводятся во всем мире, и это правильно. Бюджетные деньги должны идти на другие цели.
«Строю лодки на даче»
- К нам в редакцию часто звонят архангелогородцы, которые с ностальгией вспоминают те времена, когда на Набережной можно было круглыми сутками любоваться проплывающими по Северной Двине яхтами. Как вы думаете, это ещё можно вернуть?
- Да, я согласен. Обидно! Стыдно! Военные, полувоенные суда, которые мы видим на Набережной, это совсем не то. Они не вписываются в этот чудесный ландшафт (Вячеслав Михайлович обводит рукой открывающийся вид на Северную Двину. Сильно дует, а он, между прочим, замечает: «Мой ветер» и продолжает – ред.). Ведь это излюбленное место архангелогородцев. Опять же повторюсь, здесь дети должны заниматься парусным спортом. Было бы любо-дорого посмотреть на маленькие яхточки с разноцветными парусами. Понаблюдать за своими детьми наверняка бы приходили родители, другие родственники, друзья. Это бы, несомненно, украсило Набережную.
- Вячеслав Михайлович, а как вы стали яхтсменом, и сейчас чем занимаетесь?
- Первый раз я оказался в яхте в 10 лет. Это было в Ленинграде, там училась моя мама. Местные тренеры разглядели талант, и когда мы собрались уезжать обратно в Архангельск, то они даже не хотели меня отпускать. Когда приехал сюда, то ко мне поначалу относились с большим недоверием. Мол, откуда такой взялся? Но потом всё же увидели во мне толк. В соревнованиях, в том числе международных, участвовал много раз. На Союзе была «бронза», в Сочи - «серебро». Правда, я себя больше считаю теоретиком. Когда участвовали в гонках, я делал детали для крейсерских яхт, даже за границей однажды подсмотрел и изготовил специальную машинку, при помощи которой можно крепить троса. Потом преподавал в мореходном училище, готовил спортсменов. Сейчас на даче у меня своя судоверфь, строю лодки. Я вообще очень увлечённый человек, например, к юбилею собрал информацию о всех яхтсменах-международниках, я сам им являюсь, специально летал для этого в Таллинн и Ригу, искал нужные сведения в архивах. Ещё есть идея установить вместо шхуны «Запад» легендарную яхту «Соловки». ( В 1984 году яхта «Соловки» достигла кромки пакового льда на широте 80 градусов, 21 минута 54 секунды, установив мировой рекорд, - ред.). К сожалению, у нас о ней пока не так много знают.
Досье
Вячеслав Михайлович Орлов родился в Архангельске, в Соломбале.
С 10 лет занимается парусным спортом. Работал краснодеревщиком, наладчиком в Северолесэкспорте, преподавал в Архангельском мореходном училище имени Воронина. Участник международных, всесоюзных и всероссийских регат. Яхтсмен-международник. Сейчас на пенсии, строит лодки.
Смотрите также:
- Бывший моряк, а теперь художник-маринист Сергей Звягин заступился за Архангельск и Арктику →
- Если семья трещит по швам. Советы психотерапевта →
- Бывший заключённый о работе, добре и любви →