Прокуратура требует завершить строительство и реконструкцию школ

   
   

В соответствии с законом обеспечение доступного общего образования относится к муниципальным полномочиям, но из-за недостаточности средств в местных бюджетах, как правило, строительство новых школ ведется за счет средств областного и федерального бюджетов. Однако заказчики в лице органов местного самоуправления зачастую не могут организовать контроль за работой строительных организаций и эффективно использовать предоставленные им средства. Не обеспечивается своевременное завершение строительства школ, допускается волокита при расторжении муниципального контракта с недобросовестными подрядчиками и привлечении других организаций.

Данные просчеты допущены при строительстве школы в п. Шеговары Шенкурского района, которое осуществляется с 2007 г. в рамках областной инвестиционной программы в соответствии с муниципальным контрактом со сроком исполнения - август 2010 г. Хотя в указанный срок работы не были завершены, 16 февраля 2010 года администрация и учредитель школы при попустительстве правительства области в нарушение закона допустили ввод здания в эксплуатацию и начало образовательного процесса до подписания акта приемки объекта. Тем самым грубо нарушены права детей на получение образования в надлежащих условиях.

При этом не обеспечен ненадлежащий ведомственный контроль при строительстве социально значимых объектов, допущенные нарушения своевременно не выявлены и не пресечены, за прошедшее время устранение недостатков не организовано. Бездействие уполномоченных органов привело к срыву начала учебного года для учащихся Шеговарской средней школы.

По результатам проверки прокурором Шенкурского района внесено представление главе администрации муниципального образования, предъявлен иск о возложении обязанности по завершению строительства школы. Прокуратурой области внесены представления губернатору области и в инспекцию государственного строительного надзора области. Только после вмешательства прокуратуры налажено устранение недостатков и виновные должностные и юридические лица привлечены к административной ответственности. Кроме того, и.о. руководителя главного управления капитального строительства и руководитель межтерриториального отдела инспекции госстройнадзора области привлечены к дисциплинарной ответственности.

Аналогичные нарушения выявлены при организации строительства Подюжской средней школы в Коношском районе. Продолжение обучения детей в старом здании представляет реальную угрозу, не только их здоровью, но и жизни, в связи с чем решением суда по иску прокурора Коношского района с 01.07.2011 эксплуатация здания прекращена. При этом 09.06.2011 судом удовлетворены требования прокурора о возложении на муниципальное образование обязанности организовать обучение детей с 01.09.2011. В этом учебном году оно обеспечено в зданиях начальной школы и детского оздоровительного лагеря «Восход», обеспечен подвоз учащихся.

17.08.2011 судом удовлетворен иск прокурора Мезенского района об организации строительства Мезенской средней школы, здание которой сгорело в феврале 2011 года.

Анализ состояния законности в данной сфере, свидетельствует, что при наличии соответствующих полномочий ни органы местного самоуправления, ни региональные органы государственной власти, имеющие соответствующие подразделения, наделенные контрольными полномочиями, не обеспечивают эффективное управление и рациональное использование бюджетных средств, направленных на реализацию конституционных прав граждан. Устранение нарушений достигается лишь в судебном порядке при вмешательстве прокуроров.

В 2011 г. прокурорами выявлено более 470 нарушений законодательства об охране прав детей на надлежащие условия обучения и воспитания, внесено 46 представлений об устранении нарушений, к дисциплинарной ответственности привлечено 29 должностных лиц, предъявлено 87 исков о проведении ремонта зданий, противопожарных мероприятий, устранении нарушений санитарно-гигиенических требований, об организации обучения детей, возбуждено 85 дел об административном правонарушении по статьям 6.3. 6.6, 6.7, 20.4 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических требований правил пожарной безопасности).

Смотрите также: