Новые траектории развития образования

2023 год указом президента Владимира Путина не случайно был объявлен Годом педагога и наставника. 

   
   

В настоящее время в экономике сложилась ситуация востребованности квалифицированных рабочих кадров. Обучить таких высококлассных специалистов - задача современного образования. 

Поэтому работа педагогов сегодня направлена не только на пополнение знаний учащихся, но и на создание условий для их дальнейшего карьерного роста. 
А это возможно только при точном соответствии квалификации молодых специалистов потребностям экономики. Для воспитания именно таких кадров необходимо пересматривать подход к образованию.

Школа по-новому

Уже начиная со школы, преподаватели должны принимать участие в формировании современного рынка труда. Подготовку кадров надо начинать с обязательной профориентации в школах. Именно об этой составляющей и рассказал министр образования Архангельской области Олег Владимирович Русинов. 

 

Символично, что самая большая в регионе на данный момент школа была построена благодаря инициированному президентом национальному проекту, и открыта именно в Год педагога и наставника. 

Школа №7 в округе Майская горка приняла учеников 1 сентября. На днях учебному заведению исполнилось 100 дней. Оно рассчитано на 1600 учеников, здесь трудятся 70 педагогов. 

- Надо сказать, что уже на стадии проектирования школы мы задумались: какой будет концепция её развития? На что мы будем обращать внимание в первую очередь? За основу концепции нового учебного заведения был взят кластерный подход, - рассказал Олег Русинов. - В школе лесной, судостроительный, инженерный, педагогический сектора, всего их восемь. Мы старались «привязать» школу к региону. Наша область самобытна, и это мы хотели подчеркнуть в первую очередь. Нельзя упускать свою местную индивидуальность, грех не знать свою культуру. Поэтому кластеры в новой школе отражают специфику регион, представляют всё то, на чём он специализируется. 

   
   

Отбираем наставников

К комплектованию кадрового состава новой школы готовились заранее, еще до момента ее сдачи подрядчиком: чтобы приходящие сюда на работу учителя знали, что их приглашают не  как  «урокодателей», отбывающих свою «трудовую повинность», а как креативных специалистов, творческих, ищущих личностей. 

- Наставники вузов, техникумов «на кончиках пальцев» должны чувствовать изменения на рынке труда, реагировать на них своевременно, не дожидаясь каких-то сигналов сверху, - отметил, обращаясь к педагогам страны, президент Владимир Путин. - Надо напрямую работать с теми, ради кого вы работаете. И, безусловно, налаживать предметное взаимодействие с работодателями.

У педагогов должно быть налажено взаимодействие с системой профессионального образования. В средних школах Архангельской области такие взаимоотношения «школа - учебное заведение - работодатель» уже существуют. Причём в качестве таких наставников зачастую выступают крупные промышленные предприятия региона. 

Практико-ориентированное обучение

Кластеры, создаваемые в школе – это не условное зонирование для декоративного эффекта, а реальные пространства для стройной системы профориентации и воспитания учащихся. Здесь будут проходить выставки, встречи учеников со студентами, преподавателями как высших, так и средних профессиональных учебных заведений. 

- Каждый обучающийся должен задать себе вопрос: «А куда я пойду после школы? - уверен Олег Русинов. - Не секрет, что ребёнку не всегда интересно учиться, иногда приходится его заставлять. Но лучше все-таки мотивировать. И для этого нужно знать его внутренние интересы, понимать, чего он действительно хочет. А часто такую мотивацию приходится создавать именно совместно с педагогом. Поэтому учитель не может быть «мёртвым», он сам должен гореть желанием что-то изменить.

Если говорить о среднем профессиональном образовании, то у нас в регионе очень хорошо выстроена система чемпионатов. Это ступени совершенствования в профессии, причём участниками в них становятся не только студенты техникумов, но и юниоры из школ. Ребята соревнуются даже по рабочим компетенциям, рабочими. А самая первая ступенька соревнований, это «Юный мастер», когда участниками становятся ребята из детских садов.

Выбираем профессию

Сейчас всё больше ребят хочет прийти в практическую сферу производства, как можно раньше начать зарабатывать. Ставка на практико-ориентированное обучение позволяет снизить процент ложного выбора. Внедрили такой подходи к обучению как раз в интересах молодёжи, чтобы молодежь была максимально готова к началу трудовой карьеры, чтобы было больше возможностей реализовать себя в разных отраслях. 

В последнее время в регионе увеличилось число детей, которые делают выбор в пользу среднего специального образования. Сейчас в техникумах и колледжах создают мастерские с современным оборудованием такого уровня, каким может похвастать не каждое предприятие. Здесь ребята могут получать навыки практической работы по слесарному делу, сварочным, отделочным, электромонтажным работам. 

Количество современных мастерских в учебных заведениях постоянно растёт, так же, как и уровень их технического оснащения. Например, совсем недавно в Архангельском политехническом колледже  прошло открытие самого настоящего фирменного вагона - мастерских для обучения профессии «Проводник на железнодорожном транспорте».

Билет в будущее

Примерить разные профессии и проверить разные возможности можно с помощью профессионального проекта «Билет в Будущее». Он ориентирован на широкий сегмент школьников, лишь незначительная часть которых определилась с выбором, а остальные нуждаются в наставничестве. 

Проект обязательно предусматривает сопровождение ребят педагогом-навигатором, а также применение методов сертифицированных программ профессиональной диагностики. 

Система профессиональных проб применяется непосредственно на производствах или в колледжах, чтобы после того, как школьник узнал о себе больше, он смог сначала понять, какая сфера ему подходит и интересна, а затем попробовать работать самостоятельно.

В рамкой данного проекта школьники знакомятся с интересующей их профессией непосредственно на производстве. 

Сегодня их готовы принять АЦБК, Севмаш, Котласский механический завод, РЭБ Флота, фирма «Белозорие» и другие предприятия. Для еще более глубокого погружения в профориентацию в регионе действует программа «Школьный туризм». 

Центр опережающей профессиональной подготовки 

В целях осуществления подготовки кадров новой формации создан Центр опережающей профессиональной подготовки Архангельской области (ЦОПП). Это связующее звено между тем, кто готов трудиться, и тем, кто ищет себе сотрудников. 

Каждый человек, проживающий в нашей области, может получить здесь данные по всему спектру специальностей и профессий. Работа центра направлена на взаимодействие со средним профессиональным образованием - техникумами и колледжами. В рамках взаимодействия планируется реализовывать профессиональное обучение, программы дополнительного профессионального образования. В настоящее время центр является региональным оператором в рамках программы «Содействие занятости» национального проекта «Демография». 

На сегодняшний день здесь предлагают пройти обучение более, чем по 30 программам. В центре можно получить своё первое профессиональное образование или пройти профессиональную переподготовку. Причем совершенно бесплатно.

Специалисты ЦОППа каждому обратившемуся к ним выстраивают индивидуальную профессиональную траекторию и предлагают пройти профориентационное тестирование. После этого есть возможность пообщаться с психологом, который определит сферу, подходящую конкретному человеку сообразно его талантам и стремлениям.

Затем для каждого индивидуально подбирается программа профессиональной переподготовки или профессионального обучения в техникуме или колледже, предлагается спектр имеющихся вакансий.

В следующем году в регионе запланировано создание второго отраслевого ЦОПП по направлению судостроения в городе Северодвинске.

 


Из еженедельника АИФ в Архангельске № 51  20/12/2023