На днях президент РФ Владимир Путин утвердил стратегию развития Арктики до 2035 года.
Среди экономических задач отмечена не только добыча углеводородов, но и необходимость разработки и реализации программы господдержки традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера.
Как сейчас живут оленеводы? С какими трудностями сталкиваются?
Есть барьеры
В округе никогда не было глубокой переработки продукции оленеводства. В год от всех стад можно получить около полутора тонн мяса, 800-850 тонн способен переработать Нарьян-марский мясокомбинат. Остальное надо отправлять переработчикам за пределы региона. Кроме мяса от оленя можно взять шкуру, рога и камусы (шкура, снятая с ног оленя. - Ред.). Переработчики такого вида сырья в России есть только в Бурятии и Якутии, но они перерабатывают своё сырьё.
«Мы очень рады, что в Стратегии развития Арктических регионов Владимир Путин отдельно подчеркнул развитие экономики замкнутого цикла. Для наших оленеводов это означает развитие глубокой переработки, - говорит Владислав Выучейский, председатель Союза оленеводов НАО. - Сейчас отношение к оленеводству достаточно расточительное: не используется ничего, кроме мяса и субпродуктов. Можно было бы поставлять мясо за рубеж, ведь на него огромный спрос. Но экспорту мяса препятствуют надзирающие органы. Для продвижения оленины на внешние рынки необходима инфраструктура другого уровня, нежели сейчас существующая. Нужно показать людям, что им не будут выставлять здесь барьеры и будут созданы максимально комфортные условия».
Финны насытились
Второй продукт, который можно перерабатывать в регионе, - это шкуры: замша, кожа, сами шкуры. Продукция довольно востребованная, её можно предлагать тем, кто шьёт одежду, обувь, но мощностей для переработки в НАО нет. В итоге наши шкуры закупали в Финляндии, там их обрабатывали, а мы покупали их уже в виде каких-то изделий. Но и такая цепочка оборвалась: Финляндия насытила свой рынок и почти прекратила закупки.
Ну и главная проблема на сегодняшний день. Коронавирус закрыл границы, в первую очередь, с Китаем. «Пандемия нанесла по ненецким оленеводам мощный удар: из-за закрытых границ исчез спрос со стороны китайских предприятий на лом рогов и камусы, - рассказал Матвей Чупров, заместитель председателя Собрания депутатов НАО. - Доходы оленеводческих хозяйств и оленеводов-частников упали на треть. Сегодня становится очевидным, что без комплексной переработки продуктов оленеводства с созданием конечной продукции отрасль находится в состоянии стагнации. Несомненно, нужно увеличить окружные субсидии, ясно, что оленеводам без поддержки не справиться. Нужно увеличить окружные субсидии и на возмещение затрат на производство и реализацию продуктов оленеводства. Мы постараемся упростить порядок их получения».
Елена Латинская
Фото со страницы ВКонтакте «Ненецкий автономный округ»
Сейчас в НАО 24 оленеводческих хозяйства, поголовье оленей составляет 186 тысяч голов. Официально в отрасли трудоустроено около 900 человек, но, учитывая традиционное проживание семей оленеводов, можно насчитать около 3,5 тысяч человек, кочующих по тундре.