В 2005 году жительница Ярославля Елена Смирнова приехала на родину своих родителей, в деревню Лущёво Устьянского района Архангельской области, и… деревня ожила.
«Только не пишите, что я возродила деревню, это неправильно, - сразу говорит Елена. - Наши деревни умирают, люди уезжают, всё по-прежнему, но нам необходимо знать свои корни».
Начали строиться
«Я приехала сюда первый раз, чтобы собрать историю своего рода. Деревня находится в очень необычном месте, туда селились ещё в каменном веке, там были найдены останки того периода, - рассказывает она. - Приехала. Пошла на могилу прадеда, прадед был необычным человеком, знахарем, целителем, и про него много разных легенд рассказывали. В деревне тогда жили бабушки-старожилы, одна из них приняла меня и начала показывать альбом, фотографии, она была дочерью кулака, потом потянулось из рассказа одно, другое, третье. Я поняла, что мне нужно приехать ещё раз, потом ещё раз. Потом возникла идея что-то купить, потому что нужно было где-то останавливаться, дом бабушки практически разобрали на дрова, захотелось его восстановить. Я начала оформлять землю. В районной администрации все так сильно удивлялись этому, деревню же хотели ликвидировать. Мне выписали двести кубов леса. Следом за мной потянулись и другие бывшие жители деревни, начали оформлять участки. Людям стали выписывать лес, а что делать (смеётся. - Ред.), лес-то выписывают, надо строиться».
Хороводы у речки
Ну и, как говорится, пошло-поехало. Елена рассказала удивительную историю о том, как один мужчина приехал на свою родину попрощаться, у него была онкология, 4 стадия, а теперь вот живёт здесь уже несколько лет. Стены лечат. Завёл небольшое фермерское хозяйство. В Лущёво переехал жить и батюшка. Сначала сообща они поставили деревянный крест, потом построили часовенку. Уже и своя пасека есть. «Теперь крестим детей, праздники все вместе отмечаем», - говорит Елена. Она так заразительно рассказывает о том, какой гигантский труд проделали жители деревни и какое это счастье - жить на природе, собирая по крупицам историю, что хочется всё бросить и уехать в глушь, чтобы тоже заняться настоящим делом.
Но и это ещё не всё. Самое больное место было мост. Он был практически разрушен, а ведь связывал Лущёво с другими деревнями. «Я помню, как от бабушки Лехти я в детстве бегала по этому мосту к своему прадеду», - вспоминает она. Надо ли говорить, что и мост всем миром восстановили! Кто-то трос натягивал, кто-то доски пилил.
А какой грандиозный праздник они закатили по случаю открытия моста! Народу собралось человек сто, женщины в русских сарафанах водили хороводы вдоль реки!
За последние несколько лет, после того как слава об ожившем Лущёво пошла по городам и весям, сюда стали приезжать, а кто-то и остался навсегда, внуки и правнуки тех, кто здесь жил. Все вместе они выясняли, кто из какого рода, записывали истории, находили на чердаках старые фотографии, посуду, предметы быта. Всё это собрали в единую экспозицию в музее, который открыли в доме бабушки Лехти. Сама Елена по-прежнему живёт в Ярославле, а на лето приезжает в Лущёво.
«Какая там тишина, простор, леса, грибы! - восторгается она. - Утром просыпаешься, смотришь в окно - какие луга! Выйдешь, тут же в речке искупаешься, позавтракаешь, на службу сходишь в часовенку. Это, понимаете, - сохранение истории, истории рода. Это место отдыха, место спасения души!»
Фото из архива Е. Смирновой