Дознаватель Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Архангельской области Максим Пермогорский в родном Каргополе за свой счет отремонтировал дымоход в жилом доме, чтобы предотвратить возможные пожары и спасти проживающих в доме людей.
Первый звоночек
В первый раз проблемный пожароопасный объект попал в поле зрения дознавателя Максима Пермогорского осенью 2021 года. Ситуация типичная: на пульт дежурного МЧС поступил сигнал о возгорании дома, прибывший пожарный расчет очаг возгорания ликвидировал, а разбираться в причинах пожара был направлен дознаватель.
Выяснилось, что угроза пожара в двухэтажном деревянном доме возникла из-за пользования неисправной дровяной печью. Под угрозой возгорания оказалась и квартира сверху, где проживала семья с тремя малолетними детьми - дымоход в доме был общий. Хозяин квартиры – мужчина преклонных лет, в силу возраста уже не мог самостоятельно починить неисправную печь, у него не было ни сил, ни средств. Но и не топить печь тоже было нельзя, так как это был единственный источник тепла в доме. «Жизнь мне уже не мила» – так резюмировал пенсионер дознавателю безнадежность своей житейской ситуации. Дымоход в итоге он кое-как подлатал, штраф оплатил, но этого ремонта хватило ненадолго.
Знакомый адресок
29 марта под вечер очередной вызов по этому же адресу, и разбираться снова пришлось Максиму Пермогорскому. Ситуация повторялась: латаная-перелатаная печная труба пенсионера вновь разошлась по швам, изо всех щелей вырывался огонь, летели искры, густыми клубами валил дым.
«Когда я приехал по вызову, то просто остолбенел от ужаса: огонь, дым, искры летят на стропиловку, а дом деревянный. Пожар мог начаться с минуты на минуту. Огонь быстро потушили, и я предупредил жильца, чтоб больше вообще не топил, иначе все сгорят. Но уверенности, что он все понял, не было», – вспоминает Максим Пермогорский.
Что должен делать дознаватель в таких ситуациях? Формально – выписать предписание обо устранении неисправности и наказать виновных. По закону, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники помещений. Также необходимо было привлечь к ответсвенности Управляющую компанию дома. Согласно Правилам пожарной безопасности, орган ЖКХ должен проверять состояние объектов жилищного фонда и фиксировать все нарушения соответствующим актом. Но все эти процедурные моменты требовали времени, а реальную угрозу жизни людей дознаватель видел уже сейчас.
Не в деньгах счастье
«Людей надо было спасать, в этом я не сомневался ни минуты. Ели бы эту аварийную печку еще раз зажгли, дом бы просто сгорел. Поэтом сразу отправился искать рабочих, материалы и технику, чтобы отремонтировать этот дымоход как можно быстрее. Все нашёл, но в ночное время работа вышки запрещена, поэтому начало работы отложили на следующий день. Сам в эту ночь почти не спал, все думал, если погибнут трое малолетних детей, я себе этого не прощу», – вспоминал Максим Пермогорский.
Утром пришли рабочие, начали ремонт дымохода. Работу каменщиков, аренду техники и закупку материалов: кирпича, цемента – Максим оплатил из личных средств, ушло примерно 25 - 30 тысяч.
По словам Максима, выбор был такой – или работать или деньги собирать, он выбрал первое. Жильцы дома были не просто рады – счастливы.
Не в первый раз
Коллеги Максима Пермогорского рассказали, что это уже не первый случай, когда он сумел предотвратить беду, выйдя за рамки своего служебного положения. 18 апреля 2021 года он в свободное от работы время проезжал мимо посёлка Зелёный бор в Каргопольском районе и увидел дым, вырывающийся из-под крыши одного из строений. Он без раздумий направился к источнику возгорания. Оказалось, что горит баня.
День был ветреный сухой, рядом – другие строения, сухая неубранная прошлогодняя трава. Ни хозяина бани, ни соседей поблизости не было, поэтому Максим решил действовать самостоятельно. Он закрыл входную дверь, чтобы перекрыть доступ кислорода и вызвал пожарную команду. Оперативно прибывшие коллеги локализовали и затушили очаг возгорания. Позже было установлено, что баня загорелась из-за нарушения безопасности при эксплуатации печи. Плюс при строении помещения бани были нарушены противопожарные нормативы.
Сам Максим говорит, что пришел в МЧС по призванию, ему импонирует девиз спасателей: «Предотвращение, спасение и помощь» - эти слова стали и его жизненным кредо. Как справедливо отметили жильцы спасенного дома, побольше бы таких людей на службе государства, которые не остаются в стороне и первыми приходят на помощь.