«Коммунар» станет музеем

«Коммунар» можно смело назвать легендарным для Архангельска теплоходом. 2 июля ему исполнится 80 лет. Это одно из старейших пассажирских судов России. В Столице Поморья старше только теплоход «Гоголь М.В.». С этого года «Коммунар» не работает на речных линиях, но впереди у него новая интересная жизнь. 

   
   

Вторая попытка музеефицировать 

Еще пять лет назад Архангельский речной порт поднял вопрос о музеефикации теплохода «Коммунар». Предложение вносили в Министерство культуры Архангельской области. Вопрос рассматривали на форуме во «Славу флота и Отечества». Идею одобрили, но интересных предложений по месту размещения и наполнению не возникло. Тогда речной порт продлил жизнь теплоходу еще на 5 лет: получили необходимые регистровые документы, провели капитальный ремонт и выпустили на пассажирские линии. 2 июля «Коммунару» исполняется 80 лет. Возраст и морально устаревшие технические данные не позволяют эксплуатировать его в интенсивном пассажирском графике. 

- Мы понимаем, что судно не отвечает современным требованиям. Сейчас порт обновляет флот, приводит его к единообразию. Два новых теплохода типа «Москва» вышли в рейсы. Но пустить такое судно, как «Коммунар» в металлолом у руководства Архречпорта не поднимается рука. Многим архангелогородам этот теплоход знаком с детства. Не одно поколение пользовалось судном для того, чтобы добраться с островов на работу и учебу в город, а жители большой земли соответственно на дачи, в деревни к бабушкам. «Коммунар» своеобразный символ речного флота Архангельска, поэтому мы всегда были заинтересованы пойти по пути создания музея на базе теплохода – рассказывает Андрей Разговоров, генеральный директор АО «Архангельский речной порт»

Речные труженики

"Коммунар" построен в 1940-ом году на Исакогорской ремонтно-эксплуатационной базе флота Северного-речного пароходства. Всю свою жизнь он обслуживал межмуниципальные речные линии, соединяя острова с большой землей. Ни одно поколение архангелогородцев успело вырасти за время работы «Коммунара». Большой вклад теплоход внес и в годы Великой Отечественной войны. Работал без перебоев и остановок, даже под обстрелами. Город бомбили, а «Коммунар» продолжал работать. В 1942 году он даже попал на немецкую аэрофотосъемку запечатлевшую Архангельск. На фронт теплоход проводил 13 матросов и механиков. А уже в мирное время исправно трудился, каждый день соединяя берега и доставляя жителей островов в центр Архангельска. 

В Архангельском речном порту два теплохода ветерана. Брат «Коммунара» «Балхаш» еще трудится на пассажирской линии Архангельск – о. Кего. Построен так же в Исакогорке, только в 1944 году. В 1962 году суда были модернизированы. На Великоустюгском судоремонтном заводе заменили паровые машины на дизельные двигатели, а маленькая деревянная рубка, сменилась на просторный капитанский мостик. За один рейс теплоходы способны перевозить до 280 человек. Эти суда можно смело назвать братьями по штурвалу. По словам капитанов, несколько лет назад экипажи решили сделать их «кровными братьями» и обменялись штурвалами. Теперь «Балхаш» продолжает работать на реке со штурвалом «Коммунара». 

Музею быть! 

19 мая 2020 года генеральный директор Архангельского речного порта Андрей Разговоров и директор Северного морского музея Евгений Тенетов договорились о намерении передачи портом музею теплохода "Коммунар" для дальнейшей музеефикации. Сейчас предприятие и музей работают над составлением необходимой документации для передачи судна. Впереди еще много процедурных вопросов. Но о главном договорились! И это символично, так как 2 июля легендарному пассажирскому судну «Коммунар» исполнится 80 лет! 

- Желание музеефицировать "Коммунар" у Архангельского речного порта было ещё пять лет назад. Ситуация на сегодняшний день такова – мы находимся на этапе согласований всех процессов. Просчитываем смету, содержание в законсервированном состоянии, содержание в рабочем состоянии, зимой, летом – круглогодично. Ведём переговоры с собственниками причалов. Официально достигнуто принципиальное согласие приёма судна на баланс музея. В июле-августе "Коммунар" будет отправлен в Лайский док. Архангельский речной порт взял на себя обязательство подготовить судно, сделать косметический ремонт на базе судоремонтного завода. Каждый морской музей должен обладать настоящим историческим судном. Это аксиома. Если музей морской и без корабля – это не полноценный музей. Мы к этому шли довольно долго. "Коммунар" может стать жемчужиной нашего музея. К тому же его помещения можно использовать как многофункциональный выставочный зал и мы очень ждем, когда решатся все вопрос и «Коммунар» займет достойное место у причала в качестве музея, - отметил директор Северного морского музея Евгений Тенетов

   
   

В Архангельском речном порту надеются, что музеефикация теплохода даст толчок к интересному развитию музейного направления в столице Поморья и позволит сохранить преемственность поколений работников речного флота, возродить престиж профессии и привлечь в речную отрасль молодых специалистов. Сегодня речной порт обслуживает 9 пассажирских линий, обеспечивает Северный завоз в районы Крайнего Севера и бережно хранит историю речного флота.