Доска позора архангельских чиновников. Чего не хватает главам?

 
На минувшей неделе завершилось расследование уголовного дела бывшей главы г. Каргополя Екатерины Трунаевой.

Чиновница обвинялась в злоупотреблении должностными полномочиями и нецелевом расходовании бюджетных средств, совершённом в особо крупном размере. Следствием установлено, что в 2015 году она незаконно приобрела квартиры и предоставила их гражданам, не имеющим права на получение жилья в ходе реализации программы по переселению. На преступления она пошла, чтобы приукрасить действительное положение дел в муниципальном образовании. Экс-глава Каргополя свою вину не признаёт.

   
   

Напомним, что это уже не первое уголовное дело, которое заведено на главу района. С начала года ещё четыре высокопоставленных чиновника находятся под следствием. В чём их обвиняют? Итак.

Берут и подделывают

Бывший глава Котласа Андрей Бральнин неожиданно подал в отставку 3 февраля 2021 года. Он заявил, что его позвали работать в правительство области. Но никакую должность он не получил: 5 марта его задержали в Москве по подозрению в получении четырёх взяток и злоупотреблении должностными полномочиями. Сейчас Бральнин находится под стражей. Свою вину он признал.

Бывший глава Виноградовского района Алексей Таборов также обвиняется в получении взятки в особо крупном размере. В 2019 году он предложил предпринимателю построить в районе за свой счёт несколько многоквартирных домов. Он гарантировал заключить с бизнесменом муниципальные контракты на покупку квартир в этих зданиях, но за это потребовал в качестве взятки передать в пользование своей знакомой квартиру в одном из домов. Для этого стороны заключили фиктивный договор купли-продажи. Стоимость этой жилплощади - не менее 1,4 миллиона рублей. Таборов вину не признаёт, находится под стражей, дело передано в суд.

Бывшая глава Койнасского поселения Татьяна Козлова идёт по статье «Мошенничество, совершённое лицом с использованием своего служебного положения, служебный подлог». Ей грозит до шести лет лишения свободы.

Козлова в конце 2020 года сфальсифицировала документы о покупке материалов для обустройства на местной свалке контрольно-дезинфицирующей установки, затем она предоставила документы в администрацию Лешуконского района и получила порядка 300 тысяч рублей. В платёжные документы она внесла ложные сведения о том, что подрядчик получил деньги. Свою вину Козлова признала, деньги компенсировала. Рассмотрение дела началось в апреле. 

Ещё одно уголовное дело заведено на главу Мезенского района Надежду Ботеву. Статья - служебный подлог и злоупотребление должностными полномочиями. Чиновницу обвиняют в том, что она незаконно перечислила около миллиона рублей фирме «Сельхозтехника», которая не провела обещанный ремонт в городе Мезени. На допросе Ботева не признала свою вину, но полностью выплатила причиненный материальный ущерб. Сейчас ей грозит до 7 лет лишения свободы.

   
   

«Пришить» можно любому

Что происходит с чиновниками? Отчего они так вольготно чувствуют себя в своих вотчинах? 

«Сегодня любой чиновник, обладающий правом подписи и занимающий кресло, является потенциальным нарушителем, вынужденным нарушать закон, выстроенный «вертикалью власти», - считает архангельский политолог Андрей Чураков. - Есть должность - есть угроза преследования. Чиновник вынужден нарушать закон. Если он «впишется» в структуру и будет сотрудничать с ней,то продержится довольно долго. Дальше два пути - успеть уйти (и далеко уехать) до того, как начнут уголовное преследование, или сесть. А преследование начнётся, если чиновник «зарвался» или если настало время смены структуры. Надо ввести закон, позволяющий губернаторам отстранять глав МО по причине «утраты доверия», не доводя ситуацию до уголовных статей».