Чувствуют ли жители села Ломоносово приближение юбилея великого земляка?

19 ноября нашему великому земляку Михаилу Васильевичу Ломоносову исполнится 310 лет. 
Мы отправились в село Ломоносово, на его родину, посмотреть, что там новенького, ведь к  каждому юбилею Михал Васильича власти что-нибудь обещают, а также узнать - хотят ли местные жители наплыва туристов?

   
   

Итак, утро, едем: Архангельск - Верхние Матигоры - Холмогоры, сворачиваем на паром, встаём в очередь. 

Переезжаем на Куростров. Указателей типа «Направо пойдёшь...» не видно, а их очень не хватает. Так же, впрочем, как и каких-то баннеров с описаниями, которые хотелось бы видеть в подобных знаковых местах. Мы практически уже в селе, пять минут на машине. В палисадниках догорают огни последних цветов, самоуверенно ходят упитанные коты и дружелюбные собаки. Людей нет. 

«По утрам будят птицы»

Тишина в Ломоносово стоит невероятная, а воздух, словно в селе никогда не выкурили ни одной сигареты.

Небольшой домик около здания прихода, вокруг дома - идеальный газон, что было неожиданностью. Несколько поленниц берёзовых дров сверху накрыты от дождя и придавлены крупными поленьями, чтобы покрытие не снесло ветром. 

В этот день я спрашивала всех об одном и том же: хотят ли местные жители, чтобы Ломоносово получило широкую известность и увеличился поток туристов? Будут ли им мешать туристы, если их станет больше? 

Моя первая собеседница, Наталья, высказалась вполне определённо:

   
   

«Сами туристы мешать не станут, но зато проявится неприспособленность села к приёму большого количества гостей. Нет даже организованного места, где бы люди перекусить могли. Летом нет-нет, да увидишь: сидят люди на краю тротуара, бутерброды на коленях. А после еды у них с пакетами и упаковками проблемы. По селу некуда мусор выкинуть. Урны устанавливают время от времени, но они вскоре куда-то исчезают. Поэтому утром выходишь, а к забору полный пакет мусора прислонен. Нет, он плотно завязан, ничего из него не вылезает, но его вообще не должно быть под забором. А вообще, слышите, какая тишина? Я за лето привыкаю, что меня птицы будят. А ещё у нас на здании прихода повесили новые колокола, вчера проверяли звучание. Красота!»

Конечно же, посетили мы и краеведческий музей. Ему уже 80 лет. Сотрудники музея свято берегут уникальные экспонаты, прижизненные издания книг Ломоносова, макет лаборатории великого учёного, предметы быта, которыми пользовались в «то ещё» время.  Это в будни здесь пустовато, а в выходные - одна экскурсия за другой. Задаю свой дежурный вопрос «музейным девушкам» -  ответ неизменный: «Мы будем рады всем, пусть приезжают, чем больше народу узнает о нашем крае, тем лучше». На прилавке музея среди различных сувениров лежит книга «Кот Матвей, или Куростровские были», о детских годах Миши Ломоносова, написанная сотрудниками музея как раз для самых младших гостей музея. Спросила у сотрудниц музея, где стоял дом Ломоносовых, - указателей-то нет. Оказалось, что музей построен как раз на месте, где стоял дом. 

«При жизни Ломоносова никто место не заметил, но его определили по пруду, - рассказала одна из сотрудниц музея Елена Штанг.  - Было известно, что отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, обустроил около дома пруд, в котором разводили рыбу для нужд семьи. Теперь его благоустроили, облагородили, и мы о нём рассказываем», - поделилась со мной Елена Штанг. Тут в фойе прибыла очередная компания детей, и моя собеседница занялась ими.

Следующего собеседника я буквально вытащила из смотровой ямы. Виктор с сыном ремонтировали старенький Жигуль. Оказалось, что эта машина  -  подспорье в семейном бизнесе: семья Тышкуновых содержит гостевой дом, а ещё по заявке перевозит туристов от парома до села, это около двух километров. 

«Конечно, я хочу, чтобы люди к нам ехали! Это не зависит от моего бизнеса. Так-то я работаю водителем в пожарной охране. Хочется, чтобы люди увидели, какая у нас тут красота. Надо только, чтобы организовали всё лучше, приём, перевозку. Экскурсии я могу и сам проводить, - при этом глаза Виктора буквально засияли, он даже в плечах раздался.  -  У нас вон там,  -  кивает в сторону - раньше церковь каменная стояла, красивая! Вот, говорят, даже уникальная. Надо ж было её разобрать и вывезти куда-то, «чтобы больше людей видели». Ага, только её и видели! Погрузили на две баржи, повезли, да обе и затонули. Рыба теперь церковью любуется.

Школа есть  -  учеников нет

На обратном пути разговорились с продавщицей из маленького магазинчика, где предлагают товары первой необходимости. Она рассказала, что здесь она работает по выходным, а в будни  - в детском саду. Детей в посёлке осталось немного, детский сад поэтому даже своего здания не имеет, располагается в здании школы. «Туристы в Ломоносово нужны, точно, - заулыбалась девушка.- Может, больше молодёжи в селе останется, дети родятся. А то вот в этом году ни одного десятиклассника нет».

Возвращаемся на переправу. Решаюсь поговорить с водителем машины с московскими номерами, они за день встречались нам несколько раз. Туристы? Интересно, как они сюда добрались? Высокий молодой человек представился Александром, вышел из машины, натягивая на голову капюшон. На мой вопрос усмехнулся: «А с чего вы взяли, что я москвич? Это номера такие, а сам я из Архангельска! Я по работе всю Россию объехал, вижу, как люди повсюду своими земляками гордятся. Вот и решил своих, сестриных да соседских детишек вывезти на знакомство с Ломоносовым. Обязательно надо знать свой край». При этом Александр оглянулся на четырёх ребятишек лет 5-7, которые играли у кромки воды. 

Уже на пароме разговорились с матросом Владимиром, который организует посадку на борт. В этот день все мои собеседники были единодушны: чем больше народу будет приезжать, тем лучше! «Мы, паромщики, справимся!  -  пообещал он. - У нас летом по 7 рейсов в день. Но если народ на берегу остался, мы не ждём следующего рейса. Вон, видите, - мужчина прищурился и посмотрел на берег, от которого мы отошли уже на порядочное расстояние. - Мы не все машины забрали, сейчас вернёмся и заберём остальных. Люди ждать не должны».

Справка

Село Ломоносово расположено в 3 километрах восточнее Холмогор, на острове Куростров, омываемом водами Северной Двины. Между Холмогорами и Куростровом в период летней навигации действует паромная переправа.

До середины 18 века село состояло из двух деревень - Денисовки и Мишанинской, последнюю из которых присоединили к самой Денисовке. Тогда же (в 1726-1765 годах) была построена каменная Дмитриевская церковь, и населённый пункт стал селом. Современное название село получило в 1911 году, когда широко отмечалось 200 лет со дня рождения самого известного уроженца села - Михаила Васильевича Ломоносова.

В Ломоносове находится единственное в России Художественное училище резьбы по кости им. Н. Д. Буторина. В 1943 году была открыта постоянно работающая косторезная школа.

Село наиболее известно тем, что в 1711 году здесь родился великий деятель эпохи Просвещения - Михаил Ломоносов. Также уроженцами села являются скульптор Федот Иванович Шубин и физик Михаил Евсеевич Головин.