Что у вас в голове?

или Почему некоторые мамы и папы до сих пор не могут стать взрослыми?

   
   

Подростков предложили помещать в центры временного содержания… по просьбе родителей. Так как Родители не справляются со своими чадами. Эта тема уже обсуждалась в Общественной палате РФ. 

За пандемией, Украиной и в погоне за деньгами мы не замечаем, что растёт целое поколение, нынешние подростки, воспитанием которых планирует заняться государство. Почему? Чем заняты родители? Что хотят сами подростки и, главное, не сломает ли их изоляция?

Об этом мы поговорили с архангельским психологом Демьяном Климом. Досье: Демьян Клим, 39 лет, психолог, тренер, руководитель психологического центра, стаж работы с детьми от 3 до 18 лет и их родителями - около 18 лет.

 

«У нас было по-другому»

- Один из самых известных педагогов Антон Макаренко создал когда-то подростковую трудовую колонию, и это ведь был хороший опыт. Какими будут Центры временного содержания подростка сейчас? Если они, конечно, появятся.

- Если мы изучаем опыт исторический, то нужно понимать, что это было решение для той социальной ситуации. Время было непростое, было много бездомных детей, поэтому и возникло такое решение: забрать детей с улицы. То, что обсуждается сейчас, это, я так понимаю, нечто другое.

   
   

- Часто ставят эксперименты на детях, а не пора ли заняться родителями, которые родили, но не знают, как воспитывать? Может быть, государство откроет такие Центры для родителей? Почему вообще создалась такая ситуация?

- Мы живём во время перемен на разных уровнях, и ситуация, которая возникла именно с детьми (а подростки - это всё равно дети), выступает как лакмусовая бумажка общества. Из-за обилия возрастных трансформаций подростку, который пытается жить, как взрослый, самостоятельно, но он ещё не совсем взрослый, нужна опора в виде ценностей и морально-нравственных ориентиров. Ребёнку сейчас опереться не на что. Ориентиров очень мало или вовсе нет, как маяков для корабля. Из-за потери ценностей мы сейчас сталкиваемся с тем, что дети испытывают большой спектр психических расстройств, с которыми нужно уже не к психологу идти, а к психиатру. А родители порой просто не знают, как вести себя, когда у ребёнка стресс, срывы, истерики, не бытовые, а серьёзные.

- А какие причины этих срывов и истерик?

- Причин много. Основная - это то, что мы живём в век информации. Информация подаётся стихийно, жёстко, и психика детей просто не выдерживает. Они пользуются Интернетом, соцсетями, там транслируются совсем другие ценности, непохожие на те, что они воспринимают вживую, в общении с близкими, в школах. И вот этот конфликт живёт у них в головах.

- А что живёт в головах родителей?

- Очень разные мысли. Одни родители думают и говорят: «У нас в детстве было по-другому», другие: «Как бы дожить до пенсии и в землю лечь». Некоторые просто терпят, кто-то пытается искать решение: изучают Интернет, книжки, ходят к специалистам.

- Подростки - народ сложный. А сами они считают себя взрослыми?

- Подростку кажется, что он взрослый, но по опыту мы видим, что это ещё ребёнок и действует он чаще, как ребенок. И вот эта двойственность порождает проблемы. Это не плохо и не хорошо, это особенность возраста.

- У них есть обиды на взрослых?

- По-разному. Есть обиды на родителей либо на конкретные ситуации. В старину ребёнка в этом возрасте считали маленьким взрослым, так как он уже получал весь пакет проблем, с которыми сталкивается и взрослый человек. Другой вопрос, что он не знает, как их решать. Способов решений у него мало. Хорошо, когда есть друг или взрослый, которого можно спросить. А если нет - засада. Часто, когда подросток приходит к психологу, он не может сформулировать проблему. «Мне плохо, - говорит он.- Не знаю почему, но мне плохо».

На психологов нет денег

- Многие воспитывают не по принципу: «родители старше, и нужно слушаться», а по принципу «родители - друзья». Дошло до того, что некоторые мамы сделали из своих детей, мальчиков в частности, не то подружек, не то мужей. Грань между родителями и детьми настолько стёрлась, что и у детей сбились ориентиры, они не знают, как общаться со взрослыми, какими должны быть родители: строгими или «хорошенькими»?

- Нужно быть мудрыми. Строгость - вещь правильная, но, как говорится, любое лекарство должно быть в меру. Что касается дружбы с ребёнком, то это веяние пришло к нам с Запада - модно быть вечно молодым, а это есть избегание своего психологического взросления. И мы сейчас сталкивается с такими родителями, которые пытаются затормозить процесс своего психологического взросления. То есть мама, к примеру, считает себя в душе молодой, как девушка. Так как любой подросток хочет общаться со сверстниками, то он пытается дружить с фактическим воплощением подростка. Здесь внутриличностный конфликт у родителя: моё тело соответствует взрослой женщине или взрослому мужчине, а внутри я хочу быть подростком, а это вызывает трудности в реализации, и это как раз предвестники невротических расстройств.

- Это плохо или хорошо - так тесно дружить с родителями?

- Если мы говорим про психологию, то ничего хорошего, потому что процесс психологического взросления должен укладываться в нормативы, если можно так сказать.

- Финляндия признана самой счастливой страной, Россия - на 68 месте, за нами только неразвитые африканские страны. Как нам стать счастливой страной, а страна - это же люди, и подростки в том числе?

- Вернёмся к тому, что у нас идёт процесс оттягивания психологического взросления, а оно как раз связано с моментом принятия ответственности за себя и свои поступки. Результат - застревание в инфантильной позиции. Поэтому главное, на чём желательно сосредоточиться, - это умение принимать ответственность за себя и за свою жизнь.

- Принять ответственность - это в первую очередь понять про себя всё, услышать критику в свой адрес и поработать над собой. Родители способны это сделать?

- Есть родители, которые приходят с позицией: «Сделайте что-нибудь, чтобы я мало здесь принимал участия, чтоб оно само произошло», а есть такие, которые хотят разобраться, что в них не так, и они готовы проводить работу над своими детскими психотравмами, чтобы изменить своё поведение как родителя, а эти процессы очень взаимосвязаны.

- Скажите, а психически здоровый подросток, он какой?

- Во-первых, такой подросток имеет жизненные цели. Когда он прикидывает, чем бы он хотел заниматься в будущем. Во-вторых, у него есть интересы, которые он реализует сейчас, они помогают ему снимать психологическое напряжение и таким образом выражать свою личностную особенность. В-третьих, спокойное понимание цели и задач учёбы как социально полезного дела и спокойное его выполнение. И ещё один важный момент: позитивное отношение к обоим родителям.

- Пойдут ли на пользу такие Центры в первую очередь тем, кто там окажется?

- Я бы рассматривал работу с проблемой через работу с семьёй, а не изолирование одного из участников, не важно, родитель это или ребёнок. И здесь необходима социальная работа, поддержка семьи именно командой наставников и специалистов. Локальное вырывание одного из членов семьи не даст решения и, может быть, даже усугубит ситуацию. У нас есть фактические сироты, но могут появиться и социальные: вроде бы при живых родителях, но сирота. Но привлечение специалистов для работы с семьёй - это трудоёмко и затратно для государства. Идею по созданию приютов реализовать проще. Главное, чтобы это не стало чем-то вроде «детдома».

Фото Алексея Витвицкого